Kershaw – имя и репутация в мире ножей. Фирма Kershaw Knives, основанная Питом Кершоу (Pete Kershaw), находится в американской глубинке, в Орегоне – самом «ножедельческом» штате США.
На своем сайте и в каталогах фирма не слишком охотно рассказывает о своей истории, сегодня лишь название и адрес практически исчерпывают всю доступную информацию о них. Из более старых источников знаю, что основал ее Пит Кершоу (Pete Kershaw), а вот до года рождения фирмы докопаться мне не удалось. Могу только предположить, что она довольно-таки старая, наверняка, старше, чем признанные сегодняшние лидеры ножевого рынка, такие как SPYDERCO, BENCHMADE или CRKT.
Именно в такие – старые, гордящиеся своей историей и традициями, а при случае немножко дремлющие на лаврах – фирмы больнее всего ударил «ножевой штурм», начатый 15-20 лет назад сегодняшними лидерами. Не улучшила им «настроение» также волна (да где там волна — цунами, как минимум!) дешевых дальневосточных подделок, которая буквально затопила западный мир приблизительно в это же самое время или чуть-чуть позже. Ножи «с традициями и родословной» оказались хуже качеством, чем изделия новых фирм, использующих более современные технические решения и материалы. С другой стороны, они не выдерживали ценового натиска дальневосточных подделок тех же новых, современных ножей. В результате их изделия попросту перестали продаваться, а изготовители изрядно закачались на финансовых ногах.
Спасение для KERSHAW пришло оттуда же, откуда значительная часть угрозы – с дальнего востока. Когда-то японский, а в действительности давно уже транснациональный концерн KAI Cutlery, охотно принял пошатнувшуюся американскую фирму в свои широкие объятия, в которых она удобно покоится до сегодняшнего дня. Как это часто практикуется – концерны ведь не очень любят признаваться, что они концерны – название фирмы сохранилось, даже некоторые модели их ножей производятся на вильсонвильской фабрике. Подавляющее большинство ножей, однако, имеют дальневосточную родословную и производятся на принадлежащих концерну фабриках в Японии (модели по средней цене) или в Китае (более дешевые).
Имея многолетний опыт с изделиями этой фирмы (старый Kershaw Ti-Hawk, который перестали производить много лет назад – до сегодняшнего дня один из наиболее любимых моих ножей), я имел множество возможностей убедиться, что дальневосточная родословная не мешает их ножам быть очень даже порядочными изделиями. Изготовленные в Японии ножи в смысле материалов и качества, как правило, не уступают изделиям американским и чаще всего превосходят европейские, как это не грустно признать для европейского патриотизма.
К ножам, изготовленным в Китае, отношение конечно несколько иное, но ведь они тоже проходят контроль качества в материнской, американской, фирме. И к тому же стоят только незначительно дороже, чем их безымянные (и безгарантийные!) подделки. Говоря о дальневосточной родословной Кершоу, как раз пришло мне в голову, что она ведь дальневосточная, можно сказать, до мозга костей. Дело в том, что Кен Онион (Ken Onion), известный мастер-ножедел и автор большинства моделей фирмы, живет на Гаваях, а значит, именно на дальнем востоке относительно Европы и Америки, хоть и есть это один из штатов США.
При всем моем уважении к изделиям фирмы и к проектам Кена, не считаю, тем не менее, правильным такое зацикливание серийного производства на работах одного мастера. Все изделия фирмы носят тогда на себе печать характерного для данного мастера стиля, что успешно ограничивает потенциального покупателя в выборе. Значительно лучше, когда фирма предлагает выбор между стилями и решениями множества мастеров, видящих современный нож каждый по-своему. Сегодняшние лидеры ножевого рынка чрезвычайно убедительно это доказывают, – быть может, именно поэтому они и лидеры.
Kershaw Steven Seagal
В последнее время фирма, часто критикуемая за неизменную приверженность к проектам Кена Ониона, предложила покупателям определенную «разрядку» в виде ножа, автором которого оглашено имя Стивена Сигала (Kershaw Steven Seagal). Конечно, известный герой кинобоевиков и мастер художественного выпускания кишок не предложил нож для резки колбасы и хлеба, хоть в некоторых своих ролях и выступает как замаскированный под суперагента повар. Нож такого необычного авторства просто обязан издалека бросаться в глаза и поражать воображение необычной формой. Ну и поражает!
Подпись актера на одной стороне клинка, японские «краказябры» на другой, обтянутая шкурой ската (искусственной, конечно) рукоять – в общем, полные бушидо, икебана и харакири.
«Даг, – довольно-таки зловредно спросил я Дугласа Флагга, маркетингового директора фирмы, – а почему этот нож так подозрительно напоминает мне работы Кена Ониона?» «Ну, знаешь, Стивен ведь больше разбирается в размахивании ножами, вот Кен немного и помог ему в работе» – ответил Дуглас. Ура, сенсация – ну что Вы, нашего брата журналиста не знаете что-ли? – нас ведь хлебом не корми, а дай только повод позубоскалить и повредничать! Пристаю дальше. «В чем же эта «маленькая помощь» заключалась, – спрашиваю с невинной улыбкой. Может быть, Стивен подписался на клинке, а Кен сделал все остальное?» Дуглас, видя, что так просто от меня не отделаться, перестал изображать серьезного (он вообще-то мужик веселый и компанейский) и рассмеялся: «Более или менее так и было, как ты предположил». «Ну, тогда с этим ножом все в порядке, – у меня отлегло от сердца. – Беру, заверни, плииззз!»
Дома, когда я поразвлекся с ножом немного подольше и познакомился поближе, не разочаровался
Качество изготовления отличное, как и всех ножей, сделанных в Японии для американских фирм. Не буду тут расписывать, как мягко вращается клинок на оси и как надежно блокируется замок, это было бы попросту скучно. Скажу просто: все действует именно так, как должно действовать за эти деньги, никакого одолжения, просто хорошо выполненное, солидное изделие. И рукоять в руке лежит приятно, как влитая. Вообще-то это тоже не сенсация и, тем более, не одолжение – ножи авторства Кена Ониона именно этим слывут. И эта шкура ската, действительно ведь улучшает хват на рукояти, даже искусственная!
А знаете, что интересно в этом ноже? Обычно изготовители даже довольно дорогих изделий ограничиваются вставкой иного, чем рукоять материала, только на одной ее стороне. На левой, если бы мы держали нож, как для резки хлеба, на той, которую обычно показывают на снимках. А вот с другой стороны рукояти этой вставки частенько нет, как, например, в ноже Tempest фирмы Masters of Defence. Экономят что ли? A KERSHAW сделал вставку по обе стороны рукояти: и там, где видно на снимках, и там, где не видно. Вот расточители-то…
Открывается нож легко, пенек для открывания одной рукой предусмотрительно уместили на обеих сторонах клинка. Раньше мне пару раз случалось критиковать Кена и KERSHAW зa то, что монтируют пенек только на одной стороне клинка. Не любят левшей, что ли? Не знаю, я ли это так им жизнь отравил (приятно так думать, самолюбие, знаете, как тогда играет?) или просто левшей в конце-концов полюбили, но вот на «сигаловском» ноже с пеньком уже все в порядке, сидит себе на обеих сторонах клинка и позволяет прекрасно открывать нож и правой, и левой рукой.
Они там еще такой выступ на клинке сделали, который в открытом положении ножа работает как этакая маленькая гарда. А в сложенном положении он выступает немного из хребта рукояти. Теоретически, если хорошенько нажать на него указательным пальцем, то этого должно хватить, чтобы клинок по инерции сделал полный рабочий оборот и заблокировался в открытом положении.
Практически, однако, выступ немного маловат, но если помочь энергичным движением кисти руки, то нож действительно открывается надежно. В общем, по части открывания этот нож левшам и обоеруким должен понравиться.
А вот с пружинистой клипсой немного оплошали: ну что им стоило сделать ее так, чтобы можно было переставлять на любую сторону рукояти!? Чуть-чуть пороху (или фантазии) не хватило, тем более что конструкция ножа как раз к этому располагает. Рукоять совершенно симметричная, да и стальные боковины несущей рамки присутствуют на обеих сторонах рукояти, а ведь именно в них вкручиваются крепящие клипсу винты. Видно, все-таки еще что-то имеют против левшей в глубине души…
Клипсу можно переставить на задний конец рукояти так, чтобы носить нож острием вверх, но вот как раз этого при замке liner lock я неоднократно не советовал делать и далее не советую. Хотя нож и сохраняет закрытое положение настолько надежно, насколько это вообще возможно для такого типа замка, но всё-таки не настолько, чтобы признать ношение его в положении острием вверх (tip-up carry по-английски) достаточно безопасным.
Ощущением надежности проникаешься сразу, как только берешь нож в руку. Увесистый такой ножик, но не слишком, можно сказать, в самый раз для художественного размахивания. Литая алюминиевая рукоять достаточно прочная и жесткая уже сама по себе, но они впихнули в нее еще и две стальные пластины почти двухмиллиметровой толщины! К тому же врезали их в углубления, фрезерованные по внутренней поверхности, алюминиевые боковины, что еще больше увеличило жесткость рукояти. Не предусмотрели задней, вдоль хребта рукояти, вкладки. Боковины рукояти удерживаются на заданном расстоянии при помощи трех винтов со стальными втулками-дистанцерами, оси клинка и ограничителя открывания – в сумме в пяти точках.
Несокрушимая получилась, одним словом, рукоять, хоть и тяжеловата для ежедневного ношения, по крайней мере, на мой взгляд. А ее открытая, просматривающаяся насквозь конструкция должна облегчить отмывание ножа от крррровищщщщи и обрезков мяса, когда супермастер-ниньзя уже закончит трансформацию всех противников в мелкий фарш.
«Не знаю, кого там надо перерабатывать на фарш, – сказал мой друг, мастер-оружейник и страстный охотник, – а вот нож-шкуродер из него вышел бы отличный, да и потрошить им было бы удобной не обязательно живьем».
Очень ему понравились не слишком агрессивное острие, выпуклый изгиб лезвия в передней части и вогнутый участок в задней. Очень, знаете ли, удобно таким вот вогнутым участком резать гладкие и упругие вещи, имеющие обыкновение соскальзывать, «убегать», например, крупные кровеносные сосуды, хрящи, сухожилия – это действительно может пригодиться при разделке туши крупного зверя. И отмыть нож после окончания работы удобно.
«А может быть, ты бы мне его – как бы это сказать – уступил?» Ну да, разбежался, он мне и самому нравится. Ежедневно правда не ношу, тяжеловат да и людей вокруг пугать незачем, но чтобы не иметь такого в коллекции…
Kershaw Sapphire
Чтобы не пугать людей, для ежедневного ношения мне больше приглянулся другой их нож, тоже из новых, Kershaw Sapphire называется, сапфир по-русски. Не пишут в каталоге, кто его разработал, значит, скорее всего, команда штатных проектировщиков. Породистый ножик, прямо скажу, хоть и не более, чем мой любимый Ti-Hawk-a, но это уже мой старческий консерватизм сказывается. Вот они, все три присутствующих в этой статье ножа, старый Ti-Hawk в середине, Steven Seagal сверху и Sapphire внизу.
Алюминиевая рукоятка Sapphire действительно анодирована под цвет сапфира, а фрезерованные на поверхности «волны» отлично гармонируют с общей формой и подчеркивают изящество конструкции. Этому же служит плоский спуск клинка, но это уже опять же мой личный, субъективный вкус. Ну, может быть, не совсем субъективный в смысле того, как клинок работает. Плоский спуск лучше всего показывает себя именно при глубоком резе, чего-нибудь толстого, хоть бы хлеба или колбасы, например. Значит, в самый раз для ежедневного ношения в сугубо мирных целях!
Открывается нож с помощью двустороннего, вмонтированного в клинок, пенька и этим выгодно отличается от моего любимца, Ti-Hawk-a. Пружинистая клипса удерживает нож в кармане острием вниз – еще один плюс.
А то, что нельзя переставить ее на противоположную сторону рукояти для удобства левшей, – это, конечно, явный минус и дискриминация. С другой стороны отверстия в, так сказать, лицевой, левой, той которую всегда показывают на фотографиях, стороне рукояти определенно подпортили бы общий вид и изящество конструкции.
Простая, довольно-таки плоская и не слишком толстая рукоять укладывается в ладони настолько хорошо, что при не слишком тяжелой работе, характерной именно для ежедневного мирного использования ножа, пользователь не испытает каких-либо неудобств.
Интересно они эту рукоять сконструировали. С правой стороны (если держать нож как для резки хлеба) пластина несущей рамки точно повторяет своей формой довольно тонкую алюминиевую накладку. Часть ее представляет собой пружинистое крылышко замка типа liner lock, как это водится в таких замках. А вот противоположная пластина имеет не полную ширину, практически от нее осталась только узкая полоска, пролегающая вдоль хребта рукояти и удерживающая в себе ось вращения клинка, ограничитель открывания и три соединяющие боковины винта.
Остальное убрали для облегчения конструкции, и, по-моему, правильно сделали. Это же все-таки every day carry, а не tactical! Тут легкость и изящество конструкции стоят на первом месте по сравнению с ее механической прочностью, тоже, кстати, вполне достаточной для использования в мирных целях. Конечно же, более толстая рукоять с закругленным профилем поперечного сечения лежит в руке удобней и позволяет приложить большую силу при работе ножом. Но, с другой стороны, делает нож более тяжелым, заметным в кармане и менее удобным при ежедневном ношении, особенно, если хотим надеть костюм, завязать галстук и изображать джентльмена.
А так все в порядке, с таким ножиком как Kershaw Sapphire не стыдно даже появиться в «приличном обществе». Я своим Сапфиром пробовал и карандаши точить, и корреспонденцию открывать, от писем до надежно запакованных посылок, и даже толстые, двенадцатимиллиметровые альпинистские капроновые веревки резать, не говоря уж о хлебе, колбасе и других бутербродных причиндалах. Для использования в «мирных целях» такого ножа более чем достаточно для каждого здравомыслящего человека. И на окружающих не производит нехорошего впечатления, скорее наоборот: «Ой, какой хорошенький!».