Фактор упаковки

Тара. Этим лаконичным техническим словом у нас принято обозначать любую упаковку товара, вне зависимости оттого, на что она похожа – на полиграфический шедевр или бесформенную конструкцию из расползающегося картона.

Ну и отношение к ней соответствующее. Купил нож, сунул его в сумку или карман, а то и сразу прицепил гордо на пояс – о, мол, я каков! А тара… Если донесли до урны, а не выбросили в ближайшей подворотне, вы человек большой внутренней культуры. Видом и состоянием упаковки ножа более или менее озабочены покупающие нож в подарок. Ну и всякие извращенцы. Коллекционеры, например.

Первичность ножа в России по традиции неблагоприятно отражается даже на отношении производителя к красоте и функционализму ножен, а уж о достойном оформлении упаковки говорить сегодня просто неудобно. Ибо не о чем. Какая такая упаковка? Зачем? Чтобы рукоять не пачкалась? Пожалуйста, самые «продвинутые» отечественные производители уже оборачивают рукояти прозрачной полиэтиленовой пленкой. Что еще надо? Ведь, согласно действующим ГОСТам, у нас сами ножны – уже футляр для ножа, а все остальное – от лукавого.

Информационный листок то дают не всегда даже после просьбы. Кабы не он, вообще иной раз не поймешь, что за модель куплена, кто ее произвел и куда обращаться за рекламациями. Молод отечественный производитель и, в массе своей, не испорчен этикой и культурой. Исключения встречаются, но так редко, что лишь подтверждают общее правило.


В противоположность ему, на западе уже давным-давно смекнули, что внешний вид упаковки – один из основных инструментов мотивации совершения покупки. Грамотно разработанная торговая марка и удачная упаковка могут заметно сократить сроки и затраты по выводу нового ножа на достаточно заполненный рынок США или Европы. Да, знатоки и ценители идут покупать сам нож, но куда более значительная категория потребителей ищет яркий и броский подарок на Рождество или празднуемый в США в третье воскресенье июня День отцов. Стоит отметить, что именно ножик не первый год уверенно держится в лидирующей десятке подарков, достойных настоящего мужчины. Американские производители ножей крайне внимательно присматриваются к результатам неофициальных первенств продаж ножей к подобным торжествам. А если сюда приплюсовать дни рождения, представительские подарки, вступление в молодежные военизированные организации, присвоение воинских званий и еще десяток поводов, когда подарок ножа мужчине в высшей степени уместен, то удачное решение по стильной, яркой и эффектной упаковке обращается немалым коммерческим успехом.

Сам среднестатистический потребитель, отправляясь в магазин за новым дорогим ножом для себя, любимого, не особо склонен читать ножевую прессу или лазить по Интернету в поисках информации. Куда как чаще выбор делается по наитию. Одним из элементов подобного озарения нередко является оценка вида и стиля коробки. Ведь элегантность упаковки традиционно считается неотъемлемым элементом premium-продукта, как и его высочайшее качество. Среди множества моделей взгляд выделяет сразу те, что еще и оформлены наиболее эффектно. «Ну, раз уж они так на коробочку расстарались, то вещь явно достойная внимания», – рассуждает клиент, отваливая сотню-другую единиц условности. Именно в силу этих причин упаковка, как категория промышленного дизайна, культуры производства и делового этикета, давно превратилась в одно из важнейших звеньев коммуникативной цепи продаж и имиджа компании. Для примера достаточно сравнить современную красочную упаковку ножей Спайдерко, выполненную по типу коробки для дорогих каминных спичек, где нож покоится на поролоновой подушечке, со старой, мрачно-черной версией, похожей на пачку недорогих лекарств. Функции упаковки на Западе давно вышли за узкие рамки обеспечения сохранности и транспортировки вещи от производителя до конечного пользователя. Сегодня упаковка информирует, продает, повышает конкурентоспособность, защищает от подделок, рекламирует другие изделия фирмы, а в некоторых случаях даже улучшает их потребительские свойства.

«А это еще как?» – удивится недоверчивый соотечественник. Каким образом тара то может повлиять на свойства ножа? Опосредованно, через создание особого настроения. Ведь создание атмосферы праздника тоже свойство товара. Помните, как вам в детстве дед или отец подарили  первый нож и в какой эйфории вы пребывали от самого чувства обладания этим маленьким чудом точной механики? А представьте, что двум людям одновременно преподнесли по одинаковому ножу, но один завернут в красивую бумагу, а другой – в стильном футляре из матового пластика или серебристого металла. Даже если после акта дарения футляр навсегда отправится в ящик с хламом, одариваемого ножиком в бумажке наверняка кольнет мимолетное чувство огорчения – «обнесли!»

Неудивительно, что разработка технического задания на дизайн упаковки на инофирме – это сложный многоступенчатый процесс. Изыскания специалиста по маркетингу конкретного сегмента ножевого рынка переходят в совместную работу маркетолога и креативного директора, которые вместе ищут оптимальную технологию воплощения и массового производства задуманной упаковки. Достаточно сказать, что Альфред Map, основатель ставшей легендарной еще при его жизни фирмы AlMar Knives,достаточно долго проработал до этого на фирме Гербер именно как дизайнер упаковки.
Если заложить в упаковку слишком большие средства, ножик может легко вылететь из своей ценовой ниши, что весьма нежелательно. Упаковка нацелена, прежде всего, на покупателя. Важно склонить покупателя на свою сторону при выборе ножа из множества подобных и конкурирующих между собой моделей. И тут в дело идут не только продуманные концепции и оригинальные дизайны упаковки, но и высококачественные материалы, а также специальные полиграфические технологии. Создание дизайна – это искусство, но реализация – это технология, под которую созданы специальные инструменты. На мировом рынке давно и успешно трудятся компании, производящие специализированное до печатное программное обеспечение для упаковочной промышленности, широко используемое и ножевой отраслью. К сожалению, пока лишь иностранной.


Хотя никакая упаковка не в силах придать совсем неудачной модели шарм и очарование, однако в отношении высококачественных ножей в дело вступают малейшие детали. Сам стиль жизни складывается из нюансов, и визуальный образ ножа, его соответствие концепции упаковки, нестандартные цветовые решения могут изменить настроение. Поэтому коробка подчас и является тем решающим нюансом, заставляющим покупателя сделать свой выбор. Вид упаковки, на неосознанном уровне, склоняет колеблющуюся чашу весов в пользу того, чья концепция сильнее затронула чувствительные струны в душе покупателя. Или, наоборот, кто не допустил грубых ошибок при ее создании. А это подчас случается. Хотя слово «кич» имеет российское происхождение, но в полной мере от него не избавлены и зарубежные разработчики. В стремлении поразить покупателя чувство меры им иногда явно отказывает, и тогда суровая милитаристическая модель попадаете коробку веселенькой расцветки, уместной на игрушках для детей старшего дошкольного возраста. Хотя не исключено, что это тонкое чувство юмора дизайнера.

Удивительных результатов можно добиться средствами дизайна. Чтобы выглядеть привлекательно, модель просто иногда должна попасть в определенный антураж. Простой финский нож может выглядеть неуместным и неуклюжим среди залитого ярким светом хрома и стекла витрины. Но поместите его в деревянную коробку, среди стружки, пахнущей деревенским дымком, и он преобразится. Рядом с унифицированным хайтеком он будет смотреться штучной работой и следованием многовековым, проверенным практикой и поколениями, традициям. Стильная коробка может подвигнуть на покупку не особо нуждающегося в ноже любителя модных аксессуаров, а строгий вид армейского хаки с патриотичным сюжетом вызовет прилив теплых чувств у старого вояки, случайно забредшего в ножевой магазин.

Дизайн упаковки – новая не только для отечественной ножевой отрасли,но и для всей нашей экономики специальность, нуждающаяся в профессиональных кадрах. Дефицит таких кадров в России огромен. Дизайнеров упаковки сегодня не готовят практически ни в одном учебном заведении страны. Если за рубежом дизайнеры тары – это высококлассные профессионалы, то у нас дизайном занимаются все, кому не лень. Может, только за исключением сантехников, – те больше тяготеют к монументальной скульптуре. Пока российский серийный производитель, играя на патриотической теме и разнице в уровне доходов россиян и европейцев, вполне обходится без вложений в упаковку. Но те из них, кто пытается выйти на мировой рынок, уже на себе прочувствовали, что продать «голый» нож, хотя бы и очень удачный, весьма непросто. А если пройтись по развалам и взглянуть, как и во что пакуют свои недорогие ножи производители Юго-Восточной Азии, то начинаешь понимать: время, когда клиенту можно было пристроить нож даже среднего ценового диапазона в невзрачной таре или вообще без оной, безвозвратно проходит.

Comments are closed.