История фирмы Heinr. Boker Baumwerk GmbH: под сенью каштанового дерева
Большой каштан стоял в XVII веке перед маленькой текстильной фабрикой семейства Бёкер в Ремшейде. Фабрика быстро развивалась и на сотню лет опережала ведущие предприятия в Германии. Можно проследить происхождение имени Бёкер и до наших дней — в Ремшейде все еще имеется фирма инструментов, носящая это имя.
Переход к производству ножей произошел в 1829 году, когда Герман и Роберт Бёкер решили заняться изготовлением сабель. В период частых военных конфликтов это была перспективная отрасль экономики, и потому они имели успех. Уже через год в счетных книгах было зарегистрировано еженедельное производство 2000 (!) сабель. Они изготавливались 64 кузнецами точильщиками и значительным числом других рабочих.
Постоянно возрастающий ассортимент режущих инструментов и хорошие возможности для продажи их за границей подсказали направления дальнейшего развития. Члены семейства Бёкер устремились в дальние страны: Герман Бёкер эмигрировал в Нью-Йорк и основал там фирму Г. Бёкер & Co., а молодой Роберт уехал в Канаду, создал там свое предприятие, а потом (в 1865 году) и филиал в Мексике. Эта фирма и сегодня под именем «Каза Бёкер» является лидером на рынке. Только Генрих Бёкер, брат Германа и Роберта, не захотел уезжать далеко от Ремшейда. Он направился в городок Золинген, где тогда стремительно развивалась немецкая ножевая индустрия. Вместе с известным специалистом по производству ножей Германом Хойзером он основал в 1869 году фирму Генрих Бёкер & Со. Постоянными ее клиентами стали представители своего же семейства: Бёкеры из Ремшейда и владельцы родственных фирм по ту сторону Атлантики, чьим заказам уделялось особое внимание.
При выходе на международный рынок нужно было иметь легко запоминающийся фирменный товарный знак. У клиентов за океаном были проблемы с произношением немецкого имени Бёкер, да и неграмотность была еще широко распространена не только в Южной Америке. Генрих выбрал изображение каштана — легко и везде узнаваемый символ. Но этот товарный знак принадлежал фирме Бёкер в Ремшейде, как и второй логотип – стрела. Все же семейные узы помогли найти решение: Бёкеры в Ремшейде оставили себе стрелу, а Генриху отдали каштан.
В 1925 году старинный каштан фамильный символ Бёкеров стал жертвой удара молнии. Дерево нельзя было спасти, однако талантливый художник вырезал из его ствола логотип фирмы Генриха Бёкера Баумверк. Это художественное произведение и сейчас висит в офисе нынешнего владельца.
С самого начала США были самым важным рынком для Генриха Бёкера. Гораздо больше, чем ножницы, бритвы и наборы инструментов (все это производила «Баумверк») пользовались спросом перочинные ножи из Золингена. Спрос рос быстрее, чем возможности доставки, так что американская ветвь семейства Бёкеров в Нью-Йорке начала самостоятельно производить перочинные ножи. Так как бизнес оставался в семействе, американские ножи Бёкеров также могли носить известный знак дерева. Отныне на американском рынке имелись два ряда продукции Бёкеров – сделанные в США и сделанные в Золингене — оба с тем же самым фирменным товарным знаком, часто даже с идентичными номенклатурными номерами. Только разная маркировка на лезвии вносила ясность. На одних изделиях — «Бёкер США», на других — «Г. Бёкер Столовые приборы высокого качества Золинген».
В конце Второй мировой войны фабрика в Золингене была полностью разрушена. Ни один станок, инструмент, каталог или образец не пережили опустошительного пожара. Немногие оригиналы тех времен, которые существуют сегодня, пережили войну в частных домах. На регистрацию фирменного товарного знака для американского рынка был наложен арест согласно американскому закону как на вражескую собственность. К счастью, Джону Бёкеру младшему, потомку американской ветви семейства в Нью-Иорке, снова удалось зарегистрировать его. Таким образом, он служил для дальнейшего распространения американских и немецких продуктов Бёкеров в США.
Одновременно в Золингене было восстановлено здание фабрики и налажено производство. Те из бывших сотрудников, кто пережил войну, возвращались и помогали возрождению фирмы. Снова начали поступать заказы от двоюродных братьев из США.
Поклонники продукции Бёкеров в Америке ждали возобновления производства перочинных ножей из Золингена. Ножи для дома все больше вытеснялись перочинными. Производство бритв после войны не пришлось даже возобновлять. Золотая эра «города лезвий» миновала, и тотальная зависимость от экспортной фирмы ощущалась Бёкером болезненно.
В начале 1960-х годов компания Бёкер в США была продана, и ее владельцем, в конце концов, стала фирма по производству ножниц «Висе и Сыновья». Висе сохранил производство ножей Бёккер в Америке и продавал их вместе с изделиями из Золингена, но бёкеровские ножницы, конкурировавшие с продукцией Висе, исчезли с американского рынка. Связь с компанией Висе не была для Бёккера очень успешной.
Количество продаж в США постоянно снижалось. В памятном письме (которое хранится сегодня в архиве Бёкера) руководство фирмы Висе в 1976 году рекомендовало фирме Бёкер, чтобы она отказалась от бизнеса, продала компании «Висе» машины и инструменты. То, что выглядит сегодня скорее забавным, было тогда горькими слезами.
Но судьба распорядилась иначе. В игру вступил Эрнст-Вильгельм Феликс-Далихов – сегодняшний владелец фирмы «Генрих Бёкер Баумверк». Феликс-Далихов всерьез занялся производством перочинных ножей и получал большой заказ из Бельгии. Для опытных специалистов это не было проблемой и предложение было принято. В то же время маленькая фирма Августа Мюллера получила заказ начать выпуск перочинного ножа для американской фирмы Браунинг. Однако речь шла о заказе нескольких тысяч ножей, который был слишком велик для 12 сотрудников. В этой ситуации обе фирмы — «Август Мюллер и Сыновья» и «Генрих Бёкер Баумверк» – организовали то, что называют сегодня кооперацией. У Бёкера было ноу-хау и производственные мощности, а Август Мюллер имел выгодный заказ. Бывший владелец Бёкера Ульрих Менненех и Эрнст-Вильгельм Феликс-Далихов стали партнерами.
По иронии судьбы закончила своё существование не фирма Бёкер, а фирма «Висе». Ее перекупил в США концерн «Купер Индастрис», что было на руку фирме Бёкер. Купер сотрудничал с Бёкер и вернул имени Золинген его первоначальную значимость. В Золингене модернизировался процесс изготовления и расширялся ассортимент продукции. Наряду с обыкновенными черными пластмассовыми ручками Бёкер стал использовать прекрасные рукояти из кости и ценных пород дерева.
Ассортимент рос, и теперь Бёкер стремился утвердиться на немецком рынке. В 1979 году первая серия из 300 перочинных ножей с Дамасским лезвием появилась в сотрудничестве с кузнецом из Дамаска Манфредом Захзе. Необычная серия была распродана в короткое время и оживила рынок коллекционеров. Важную роль в успехе фирменного знака Бёкера сыграл дизайн Ульриха Лука, который выполнил для Бёкера много проектов.
Эрнст-Вильгельм Феликс-Далихов, занимавшийся развитием бизнеса, вступил во владение большинством родственных фирм в 1980 году, а к 1990 году приобрел и все остальные. Он делал акцент на инновации и новых материалах и концентрировался на изготовлении перочинного ножа: «Я видел в этом наш шанс, так как перочинный нож производить гораздо труднее, чем, например, кухонный. Это было слишком сложно для крупных фирм в Золингене.
В то время он познакомился с Дитмаром Полем, молодым любителем ножей, у которого было много интересных идей. Феликс-Далихов предложил Дитмару Полю обратить свое хобби в профессию. Результатом стала, в том числе модель Спидлок, складной нож с революционным дизайном, который был впервые представлен в 1996 году. У Феликса-Далихова была идея устанавливать новый механизм предварительного завода со спиральной пружиной в машинную литейную форму, как это уже делала компания «Бенчмэйд». Дитмар Поль спроектировал для механизма футуристический, но вполне практичный корпус. Спидлок очень отличался от типичных для Золингена складных ножей с листовой рессорой и расцепляющим рычагом и принес Бёкеру потрясающий успех. Дальнейшими событиями было объединение с американскими изготовителями ножей Бадом Нили, Михаэлем Уолкером и Вальтером Брендом.
В то время, как другие предприятия Золингена о Кастом-Найф-Сцене ничего не хотели знать, Бёкер искал контакты и извлекал из этого пользу. «Для нас высокие требования к качеству изготовления были вызовом», вспоминает Феликс-Далихов.
С 1998 года Бёкер имеет более 100 сотрудников на ультрасовременном новом предприятии на старом месте посреди Золингена. Новая фабрика занимает 4500 м^ плошади и отвечает самым современным экологическим нормам. Дождевая вода, которая собирается на большой плоской крыше, сохраняется в цистерне и используется как техническая, все отходы производства фильтруются, сушатся и утилизируются. Мощная вентиляционная установка обеспечивает для всего комплекса чистый воздух. Хорошие деловые отношения с «Купер-Концерн» позволили Бёкеру выкупить уже в 1986 году право на товарный знак для Америки «по дружеской цене», как рассказывает Э-В Феликс-Далихов. Купер отказался в 1983 году от производства ножей. Это открыло путь для собственного филиала Бёкера. В июле 1986 года «Бёкер США Инк.» появился в Денвере, штат Колорадо. До сегодняшнего дня Чак Хоффманн занимает там должность директора.
Производство было организовано и в Аргентине. Фирма Бёкер продолжила традиции новаторской работы семейства, заложенные в XIX и XX веках, сделав широко известными в Северной Америке и Южной Америке оба фирменных товарных знака – «Трибрэнд» и «Арболито». В 1983 году вместе с Риккардо Сальцманном, владельцем охотничьей фирмы, была основана компания «Бёкер Арболито S.A.* Там преимущественно производятся ножи для домашнего хозяйства и профессиональные ножи. В период экономического кризиса в Аргентине возросло производство ножей для Европы и Северной Америки. После того, как предложение индийского оленьего рога на мироном рынке почти прекратилось, производители ножей в отчаянии ищут подходящий материал, Бёкер оказался в очень выгодном положении – в Южной Америке оленей имеется еще вполне достаточно…
Э-В. Феликс-Далихов: «Мы хотим использовать возможности распространения, которые мы создали. М ы будем делать ставки на собственную продукцию и высокое качество. Мы не хотим уступать в конкурентной борьбе и в области цен. Я вижу нож Бёкера как высококачественный фирменный продукт, который имеет для покупателей большую ценность, чем какой-либо другой бренд. Нож Бёкера – это часть коллекции, а не просто обычной нож для использования».