В последние десятилетия XX века интерес к холодному оружию вспыхнул с новой силой. На экранах кинотеатров стрелки стали соперничать с мастерами рукопашного боя. Появились школы исторического фехтования. Человечеству стало скучно без клинка. Мы затосковали по романтическим временам, когда результат противостояния определялся не волей случая, а умением владеть единственным благородным оружием – клинковым.
Подобное уже случалось в истории. Шестнадцатый век, отказавшись от бронирования европейских войск, дал человеческой культуре уникальные образцы удобных, и вместе с тем художественных доспехов. Их форма и декор отражали идеи личной чести, отваги и патриотизма. Эти доспехи были, если использовать современную терминологию, авторскими. Имена братьев Нигроли, Лохнера, Пеффен-гаузера, а в России (несколько позднее) Коновалова, Давыдова, Вяткина вошли в историю европейской культуры не только как выдающиеся мастера – доспешники, но и замечательные художники.
Пройдя рядом с человеком долгий исторический путь, только в XX веке клинковое оружие ушло на второй план, уступив место пистолетам, ружьям, автоматам. Но продолжало оставаться знаком силы, мужества и чего-то еще, что начинало трепетать в мужской душе, когда он брал в руки благородный клинок.
Потребность в определенном символе личного достоинства, к концу XX века отразилась в авторском художественном холодном оружии. Этот термин нельзя путать с «украшенным оружием», то есть изготовленным серийно, но при этом художественно оформленным. Украшалось оружие поособым заказам-для участников парадов, награждения, в память о событии. В то время, когда активно использовалось холодное оружие, необходимости в применении термина «художественное оружие» не было. Было холодное оружие боевое и охотничье и особые, украшенные их образцы, причем зачастую столь же удобные и надежные.
Художественные клинки конца XX века – это оружие, в основу дизайна которого положены некие художественные идеи. Они вышли из мира войны и охоты и переселились в мир культуры. За любой авторской фантазией, воплощенной в ноже, стоит одна общая идея: художественный клинок – это материализованный художественный образ оружия функционального. По техническим характеристикам он отвечает самым высоким техническим требованиям.
В 70-х годах в России возник интерес к художественному холодному оружию. Это движение начал Вячеслав Иванович Басов, мастер-кузнец Суздальского художественно-реставрационного училища. Он восстановил забытые технологии ковки клинков из булатной и дамасской стали. Но это было не возрождение, т.к. прекрасные образцы подарочных и коллекционных ножей не прекращали создавать мастера старых оружейных центров – Тулы, Златоуста, Ижевска, Кавказа. Проблема была не в отсутствии мастеров и школ, и их оторванности друг от друга. Основной преградой в работе масте-ров-оружейников стало отсутствие законодательной базы, регулирующей их деятельность. И главное, -за годы Советской власти, благодаря запретам и постепенному забвению, была утеряна многовековая культура холодного оружия, оно превратилось в объект декоративно-прикладного искусства.
С 1993 года началось объединение художников-оружейников. Появилась галерея «Русские Палаты», которая организовала постоянную экспозицию авторского холодного оружия. Это была первая попытка мастеров выйти из подполья и заявить о себе. Ведь юридически любого из них могли (и до сих пор могут) привлечь к уголовной ответственности за незаконное изготовление и хранение «предметов поражения живой или иной цели». Широкая публика впервые получила возможность по-смотреть на ножи с эстетической точки зрения.
Галерею посещали представители правительства, Государственной Думы, специалисты Оружейной палаты Московского Кремля. МВД выставку не запретило, но и официального разрешения не дали – не позволял закон. Все были поражены уровнем мастерства оружейников и единодушно признавали в этих клинках произведения искусства, и только потом собственно оружие. В 1993,1998 и 2000 годах в Оружейной палате Московского Кремля проходили выставки «Современное художественное оружие». Это были уже серьезные музейные экспозиции, организованные многочисленными специалистами. Они еще ярче продемонстрировали как мастера – оружейники, соединяя традиции прошлого с современными технологиями, превращают холодное оружие в предмет искусства. Каждый экспонат был интересен индивидуальностью художественного замысла. В работах использовались благородные металлы, драгоценные камни, редкие сорта дерева, перламутр и разнообразная техника обработки ювелирных материалов и стали.
В 1999 году создатели авторского художественного холодного оружия, многие из которых являются членами Ассоциации историков-оружиеведов «Арсеналъ», объединились и официально зарегистрировали свою общественную организацию – «Гильдию Мастеров -Оружейников». Это помогло им активнее участвовать в решении одной из своих главных задач – принятии законодательного статуса мастеров холодного оружия. Гильдия направила своих представителей в Государственную Думу для работы над поправками к закону «Об оружии».
Но, конечно, не только собственный статус волнует оружейников. Без понимания культуры холодного оружия невозможно оценить соединение искусства и функциональности, воплощенное в работах мастеров. Поэтому сейчас ведется работа над изданием книги «Оружие – как предмет искусства». Ведь авторское холодное оружие является не менее значительным художественным, историческим и культурным наследием нашей страны, чем произведения живописи или скульптуры. Поэтому оно должно жить по законам искусства: экспонироваться на выставках, продаваться на аукционах, т.к. сама природа искусства предполагает диалог.