Общеизвестно, что оружейное искусство — искусство коллективное, за редким исключением. Конечно, авторская мысль уникальна. Авторское оружие потому и авторское, что есть единый замысел — авторский. Изначально всё задумывает один человек, художник-мастер. Однако в процессе реализации своих идей автор вводит в проект других участников. У каждого из них, конечно, своя конкретная задача. Но существует и обратная связь, когда каждый из участников привносит в работу своё начало, что, как правило, обогащает первоначальный замысел. Так в процессе коллективного творческого труда, подчеркиваю, творческого, рождается неповторимое произведение оружейного искусства.
Расшифровку художественного образа меча «Православный» следует начать с его названии. Оно служит своеобразным камертоном для всего художественного решения. Меч посвяшён 1000-летию Крещения Руси. Это значит, что автора произведения в первую очередь волнует это давно минувшее событие, поворотное в истории нашего государства, когда в 988 году Святой равноапостольный великий князь Владимир крестил свой народ в Днепре и христианство пришло на Русь. Крещение – это и одно из семи христианских таинств, священнодействие, через которое подастся человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
В своем произведении – мече «Православном» Олег Гушин и его соавторы пытаются осмыслить это событие и показатьего непреходящее значение для Руси, связать его с современным нашим бытием, донести до зрителя своё осмысление национальной истории. Мы – народ, и объединяет нас Православие. Только оно и язык из него вытекающий. Старославянский язык – хранитель корней, он жив в Православии. Меч созданный авторами обоюдоострый. Таково и само Православие. Меч в руках православного воина – символ креста, зашита Православного христианства. Вся последующая история Святой Руси тому подтверждение. Русские воины шли в бой за Веру, Царя и Отечество. Всномнив об этом сегодня и вынеся на суд тему 1000-летней истории.
Меч Православный
Время создания – 2007 год
Автор: Олег Гущин
Клинок: Егор Асеев
Ножны: Сергей Лукашин
Скрим – шоу (иконы): Тамара Бобровская
Длина клинка – 800 мм
Материалы — дамасская сталь, серебро, золото, белый нефрит, бриллианты, хризаниты, гранаты, кость моржа, дерево, кожа.
Использованные техники — ковка, литье, слесарная обработка, сечка по металу, обработка камня, инкрустация в камень, художественное травление, оксидирование, сложная ювелирная техника, скримшоу.
Меч «Православный» – создание творческого коллектива Олега Гущина-убедительное тому подтверждение. Это характерный образец авторского оружия тульской работы. Одной из отличительных особенностей тульской оружейной школы является особое уважение к технике обронной гравировки, по-тульски «оброну». Этот термин происходит от слова «обронить», так как фон здесь как бы оброняется и рисунок рельефно выступает на «оброненном» фоне. И это делается не в глине или пластилине, не в воске или дереве, а из стали. Сталь даже не закаленного клинка не очень, скажем так, мягкая, и потому эта техника весьма трудоемкая, требующая от мастера-оружейника обладания профессиональными ремесленными навыками, помимо всего требует и много времени. Это нелегкая кропотливая работа.
Рельеф оброна иногда насекается мастером из серебра или золота, что делает его разновидностью инкрустации, при которой один материал врезается в другой. В произведении О. Гущина серебро и золото врезаются в сталь, создавая из этих металлов рельефный узор. Для этого в стали специальными роками из твердого металла (тульские граверы используют в них быстрорежущую сталь P-IS) по контуру рисунка делаются углубления нужной формы, чтобы вбиваемый чеканом более мягкий металл – серебро или золото и весь узор держались прочно. После этого разнообразными резцами рисунок доводится до необходимой чистоты в соответствии с обшим художественным замыслом автора.
Почему именно и среде тульских оружейных художеств эта техника наиболее востребована, ответить сложно. Но факт остаётся фактом. Вот и в представленной на страницах сайта работе, эта техника органично вплетается в общее формальное построение художественного образа, являясь его доминантой.
Нельзя не заметить, как тщательно продуман автором цветовой строй произведения. Он звучит единым возвышенно торжественным акордом.Общее впечатление от восприятия вещи усиливает изыскано-благородная форма меча. Это не просто меч – это скульптура исключительно точных пропорции абсолютно функционального оружия.
Здесь хочется сказать об авторском методе работы Олега Гущина. Тот. кто следит за его творчеством и помнит его другие работы – кинжал “Хищник” (2000 год), нож «Кард» (2001). кинжал «Спрут» (2004). кинжал «Коготь дракона» (2006) – наверняка заметил присущее мастеру скрупулезное внимание к деталям самым мелким. В любой работе Гущина их всегда множество, и это не просто формальный прием, имеющий целью насытить глаз зрителя. Здесь другое. Строй этих деталей – всегда система, за которой лежит глубокое знание темы и стремление это знание донести до зрителя.
Только этот опыт делает художника-оружейника свободным в композиции. Когда он работает над вещью в эскизах, он должен абсолютно точно представлять, что у него получится в материале. Готовую вещь исправить не возможно. Это живописец может убрать часть живописи и нанести снова, пока не попадёт в точку. У оружейников такой возможности нет. Вот почему в авторском оружии вещи получившиеся особенно дороги — в них кроме одаренности присутствует и мастерство, обретенное со временем.
Для более полного восприятия данного произведения необходимо рассказать о символике, размещенной на оружии. Бесспорно, смысловым и композиционным центром работы являются иконы, выполненные в технике графики скримшоу на кости мамонта: «Господь Вседержитель» и «Князь Владимир». Это одновременно конструктивный узел. Рукоять меча сходится с клинком на гарде. Подчеркивая вертикальную ось, симметрию меча, внизу и вверху от икон автор разместил вязь древнерусского орнамента, символизирующего связь времён и преемственность традиций в культурно-религиозном становлении и развитии Руси как государства. На вершине рукояти венчает символ христианства – Крест Господень.
В художественном строе меча ясно прослеживается начало церковного православного искусства. Обрамление икон в мече по форме и декору перекликается с декором киотов храмовых образов. Это, безусловно, новая тенденция, привнесенная художником в авторское оружие.
Новым для тульской оружейной школы является также использование автором драгоценных камней. Это скорее московская традиция, характерная для мастеров Оружейной палаты. Но ведь традиция не есть что-то неизменное, и в ней всегда присутствует доля условности. Для художников состояние поиска также естественно, как стремление к красоте и совершенству. Так будет всегда, и искусство именно в этом…
Уверен что это произведение для всего авторского коллектива Олега Гущина станет этапным. Очень серьезную тему они затронули. Хочется надеяться, что исследование этой темы художниками, всегда своевременное, продолжится и в других работах.