Фирма GERBER не устает поражать поклонников сочетанием красоты и удобства в своих складных ножах. На этот раз, они добились успеха благодаря сотрудничеству с Биллом Харсеем.
Известный, в основном, как производитель заказных ножей, именно Харсей сделал большую часть изготовленных вручную опытных образцов и конструкций ножей из последней великой серии Рекса Эпплгейта: «Applegate-Fairbrine» (A-F), «Combat knife», «Combat Smatchet», «Boot knife», «Mini-Smatchet и Combat Folders».
Харсей работал и с производителем заказных ножей «Butch Vallotton» над конструкцией механизмов фолдеров для «Applegate». Билл Харсей получил диплом Орегонского университета в области искусствоведения, и по праву считает себя художником. В течение нескольких лет, кроме работы над конструкциями ножей, создавал различные металлические скульптуры и декоративные изделия из железа. Опираясь на свое образование, он разрабатывал конструкцию ножа, которая бы радовала глаз с художественной точки зрения, будучи в то же время и функциональной, а конструкция рукоятки способствовала бы повышению ее прочности.
Однажды сотрудник компании Gerber во время посещения магазина Билла заметил чертежи экзотического складного ножа, над которым Харсей тогда работал. Сотрудникам фирмы так понравились эти чертежи, что они попросили Харсея продолжать работу над моделью и изготовить опытный образец, а они бы в свою очередь рассчитали, как организовать производство этого ножа. Харсей с радостью согласился на предложение, и результаты сотрудничества воплотились в «Gerber Airframe».
Название «Airframe» (авиационная конструкция), придумал Билл. Оно обусловлено многими ассоциациями. Во-первых, ручка ножа имеет вырезы, которые позволяют воздуху циркулировать через них. Важно и то, что титан, используемый в производстве ножа, является основным материалом для авиационных конструкций.
«Airframe» полностью изготовлен из металла, с использованием высококачественных материалов. Лезвие и рукоятка сделаны из титана, способом точного литья. Титан прочнее чем сталь, но одновременно он значительно легче, а также более устойчив к коррозии. Поэтому замок и карманный фиксатор также делаются из этого материала.
Сталь, выбранная для лезвия (154СМ), отличается высокой химической чистотой благодаря минимальному содержанию примесей. Лезвие из этой нержавеющей стали имеет превосходную режущую кромку.
154СМ – впервые была использована для производства ножей много лет назад, пионером в области изготовления заказных ножей, Бобом Ловлессом. Первоначально эта сталь разрабатывалась для изготовления турбин реактивных двигателей. Это требовало от нее высокой прочности и значительной твердости при высокой степени нагрева турбин. Другим условием была высокая коррозионная стойкость и сопротивление стиранию. Ловлесс оценил потенциал этой стали в области изготовления ножей, и она быстро стала основной нержавеющей сталью, используемой изготовителями заказных клинков.
К сожалению, производители турбин реактивных двигателей вскоре переключились на другие сплавы, а небольшой спрос изготовителей заказных ножей, был явно недостаточным для поддержания ее производства. В результате, большинство ножевых мастеров перешли на изготовляемую в Японии сталь – ATS-34, которая имеет аналогичный состав сплава и, по большому счету, те же характеристики.
Но, по мнению специалистов, в качестве стали для изготовления ножей, 154 СМ несколько лучше, чем ATS-34, даже, несмотря на то, что все параметры одинаковы: термообработка, жесткость, криогенная обработка, геометрия лезвия. Разница незначительная и несущественна для большинства людей.
В последние годы, благодаря тому, что «Gerber» и еще несколько ножевых компаний выразили желание разместить значительные заказы на 154СМ для производства ножей, она вновь появилась в производстве. Для Airframe Gerber пошел на риск и довел термическую обработку лезвия по Роквеллу до твердости около 61 единицы, что на 1-2 пункта выше, чем те же показатели для ножей из ATS-34.
Самой высокой оценки заслуживает рукоятка, с утолщениями для ладони по обеим сторонам
Она хорошо контурирована и имеет эргономичную форму, позволяющую удобно держать нож в руке. Как можно увидеть на фото, рукоять имеет ряд долевых вырезов с обеих сторон. Они не портят эстетику ножа с художественной точки зрения, плюс делают нож более легким. Изящно вставленный пружинный замок и карманный зажим также не утяжеляют конструкцию ножа. Gerber поручал литье титановых деталей рукоятки компании «Reactive Metals» из «Sweet Home», Орегон. Эта фирма сделала ручки по технологии, которую они используют для изготовления титановых головок на клюшки для гольфа.
Вырезы на рукоятке вызвали небольшую критику со стороны специалистов, еще не опробовавших ее. Они предполагали, что через эти отверстия в механизмы ножа может забиваться грязь или песок. Но у человека, работающего в сложных полевых условиях, мусор будет легко попадать в нож как при наличии, так и при отсутствии подобных вырезов. Как раз наоборот, с их помощью легче удалить грязь из ножа, слегка потряся его или промыв в холодной воде. Он вновь будет готов к работе, даже если несколько секунд назад был полон песка или грязи.
Единственным недостатком титановой рукоятки оказалось то, что кожа начинает примерзать к металлу, при температуре ниже нуля.
Лезвие Gerber Airframe составляет 98 мм в длину. У режущей кромки этого ножа наиболее популярные пропорции: 2/3 — прямая поверхность, а на 1/3 закругление к верху. Пенек, позволяющий открыть нож одной рукой, удобно расположен на лезвии в стандартном месте.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что нож Gerber Airframe оставляет чрезвычайно хорошее впечатление в том, что касается внешнего вида, функций, долговечности, технологии и, что наиболее важно, функционирования. В мире найдется только пара складных ножей серийного производства, которые могли бы с ним сравниться. Конечно, такое совершенное изделие должно стоить дорого. Предлагаемая розничная цена «Airframe» на его родине составляет $260, но он, безусловно, стоит этих денег. Этот нож обязательно займет достойное место среди самых прочных и долговечных складных ножей.