Полет дискового ножа

Брахма раздул огонь, Шива дал новому оружию силу своего третьего глаза, а Вишну передал ему силу своего божественного гнева. Шива спрессовал ногой все это в пламенеющий диск и, метнув его в могущественного демона Джаламдхару, отсек ему голову.

Индийское метательное оружие «чакра» вполне может служить наглядной иллюстрацией к высказыванию «все гениальное — просто». Чакра представляет собой плоское металлическое кольцо, отточенное по внешней кромке. Диаметр кольца на сохранившихся экземплярах варьируется в пределах от 120 до 300 мм и более, ширина от 10 до 40 мм, толщина — от 1 до 3,5 мм.

Чакра с двусторонним орнаментом (XVIII—XIX вв.)

Чакра с двусторонним орнаментом (XVIII—XIX вв.)

Одним из первых европейцев, описавших это необычное оружие, является португальский путешественник Дуарте Барбоса (Duarte Barbosa). В своей книге он приводит следующее описание; «В королевстве Дели…у них [воинов] есть стальные колеса, которые они называют чакарани, в два пальца шириной, острые с внешней стороны как ножи и без лезвия на внутренней стороне; и размером они с небольшую тарелку. И они носят их с собой по семь или восемь, одев на левую руку; они берут одно [чакарани], надевают на палец правой руки, заставляют кружиться вокруг пальца много раз и таким образом метают его [чакарани] в своих врагов».

Воин-ниханг в традиционной одежде, арсенал оружия включает и несколько чакр, надетых на тюрбан (наши дни)

Воин-ниханг в традиционной одежде, арсенал оружия включает и несколько чакр, надетых на тюрбан (наши дни)

Считается, что в создании первой чакры участвовали боги. Брахма раздул огонь, Шива дал новомуоружию силу своего третьего глаза, а Вишну передал ему силу своего божественного гнева. Шива спрессовал ногой все это в пламенеющий диск и, метнув его в могущественного демона Джаламдхару, отсек ему голову. Когда это оружие потребовалось Вишну для борьбы с другими демонами (асурами), он стал просить его у Шивы, каждый день принося ему в жертву 1000 лотосов. В один из дней Шива, чтобы проверить Вишну, украл один из цветков. Вишну без промедления вырвал один из своих глаз, тут же ставший лотосом, и восполнил потерю. Видя такое самопожертвование, Шива подарил ему свой диск. Так Вишну получил это грозное оружие. Сила его была огромна — чакра рассекала и уничтожала полчища врагов, управлялась мыслью, после броска возвращалась в руку и могла преследовать свою цель даже за горизонтом. Такова легенда.
В действительности происхождение чакры до сих пор вызывает споры. Согласно одной из основных гипотез, ее прототипом является камень, использовавшийся в качестве метательного снаряда охотниками периода неолита. В позднем каменном веке это оружие эволюционировало в плоский дискообразный каменный обломок с отшлифованным острым сколом по краям. Такие обломки в настоящее время обнаружены археологами в ходе раскопок стоянок древних людей на севере Индии. То, что найденные обломки предназначены для метания, подтверждается тем, что их край — острый по всему периметру и использовать данное орудие как скребок или нож затруднительно.
Метательное оружие в виде пластин различной формы было распространено во многих странах Востока, в первую очередь в Китае и Японии, а также во Вьетнаме и на Суматре. Среди многообразия китайских метательных пластин наиболее близкими аналогами чакры являются бронзовые монеты, так называемые «монеты бедных людей», достигавшие 60 мм в диаметре. Монета иногда могла быть заточена по краю. Другим китайским метательным оружием, сходным с чакрой, являются пластины «фэй пан бяо», напоминающие диски циркулярной пилы. В качестве основного японского аналога, безусловно, стоит упомянуть сякены —многолучевые сюрикены, в первую очередь сенбан и теппан. Для сравнения на рисунке 1 приведены китайская метательная монета (1), сенбан сюрикен (2), теппан сюрикен (3) и чакра средних размеров (4). Когда речь заходит о европейских аналогах, то зачастую называется английский «куоит» (quoit). Название скорее всего происходит от гэльского «куилиг» («колесо») и является названием спортивного снаряда, используемого в традиционной народной игре наподобие метания подков. Первое историческое упоминание «куоит» мы находим в тексте указов английского короля Эдуарда III, изданных в 1361 и 1366 г. Суть указов состояла в том, что подданные не должны тратить силы на бесполезные игры и увеселения и больше времени уделять воинской подготовке, в первую очередь стрельбе из лука. Таким образом, очевидно, что метание «куоит», причисленное королем к бесполезным играм, не имело военно-прикладного значения.

Принципиальным отличием чакры является то, что это оружие применялось в ходе крупномасштабных сражений и гораздо более массово, чем любые из ее аналогов. Китайские, японские и прочие метательные пластины так и не переросли рамки оружия скрытого ношения, предназначенного для диверсионных акций и боев с малым числом участников.По классификации, установленной в Дханурведе, древнем трактате о военном деле, чакра является одним из 12 канонических видов оружия в категории «мукта», то есть метательного и стрелкового оружия. По распространенным в раннем средневековье религиозно-философским представлениям индийцев использование оружия, поражающего на расстоянии, не приводит к отягощению кармы. В самый момент убийства нет контакта применившего оружие с самим оружием и поражение противника происходит как бы само собой. В понимании индийцев практически единственным оружием, которому чакра уступала, был лук, считавшийся совершенным оружием. Тренировка боя пятью видами оружия, начиная с чакры, была частью обучения юношей знатного происхождения. В трактате Дханурведа определяется последовательность использования оружия в бою; по мере сближения с противником используется лук, затем чакра, после этого копье и меч, затем нож, булава и только в крайнем случае приемы без оружия.

Рис. 1. Различные образцы метательного оружия: метательная монета (1), сенбан сюрикен (2), теппан сюрикен (3), чакра (4)

Рис. 1. Различные образцы метательного оружия: метательная монета (1), сенбан сюрикен (2), теппан сюрикен (3), чакра (4)

Обычно дисковые ножи использовали, чтобы нарушить строй противника, внести замешательство в его ряды. По тактике применения они являются аналогом «франциска» и «херлбэт», метательных топоров, использовавшихся в V-VIII вв. франками и скандинавами, соответственно. Метнув топор в противника, воин устремлялся вперед, чтобы поразить его мечом или копьем.
Практически каждый элемент конструкции, равно как и техника применения чакры, позволяют решать сразу несколько задач. Во-первых, форма кольца позволяет облегчить конструкцию, по сравнению с диском, и при этом максимально сохранить момент инерции, столь важный для реализации принципа гироскопа. Во-вторых, с точки зрения аэродинамики, чакра представляет собой тандем двух аэродинамических профилей. У такой схемы центр приложения подъемной силы будет соответствовать центру кольца. Там же будет находиться и центр тяжести конструкции. Таким образом, достигается отсутствующее у диска совпадение этих центров, благодаря чему значительно повышается стабильность полета.Заточка по всему внешнему краю гарантирует контакт лезвия чакры с целью при попадании. В то же время вращение топоров и ножей при броске на дальнюю дистанцию делает их реально опасными только в нескольких зонах. Так, например, метательный топор франков при броске на 12_15 метров имеет всего две зоны на протяжении траектории полета, в которых он может эффективно поразить цель (каждая зона — не более 1,5 м, одна в самом начале и вторая — в конце траектории). На остальных участках траектории контакт с целью будет осуществляться рукоятью топора. Таким образом, конструкция чакры делает ее более эффективным оружием по сравнению с метательными ножами и топорами. Ее малая толщина, во-первых, обеспечивает низкое аэродинамическое сопротивление, повышая дальность полета. Во-вторых,небольшая толщина в сочетании с малым углом заточки (порядка 5—7 градусов) создают эффект, когда пущенный снаряд рассекает цель подобно лезвию опасной бритвы. В третьих, малая толщина делает летящую чакру практически незаметной для противника.

Рис. 2. Профили поперечного сечения чакры

Рис. 2. Профили поперечного сечения чакры

Обычно поперечное сечение чакры имеет профиль наподобие вариантов 1 и 2 (рис. 2, внешний острый край слева). Несимметричное обтекание чакры воздухом создает подъемную силу, значительно увеличивающую ее дальность полета. Очевидно, что линзовидный профиль 1 сточки зрения аэродинамики значительно выигрышнее профиля 2. Вместе с тем профиль 2 значительно проще в изготовлении. Чакра могла иметь внешний край и без заточки; пример профиля бронзовой чакры приведен на рис.2 (профиль 3). Дальность полета чакры составляет, по разным источникам,
от 30 до 60 метров и значительно превосходит дальности броска сякена, ножа или топора.
Вращение, придаваемое метательному снаряду при броске, с одной стороны, создает эффект гироскопа, что позволяет ему сохранять заданное направление полета. С другой стороны, вращение чакры обеспечивает эффект протягивания режущей кромки по цели и усиливает ее поражающие свойства. Этому же способствует и материал, из которого ее традиционно изготавливали. Чаще всего использовался вутц (литой Дамаск), представляющий собой металлический композит, в котором сверхтвердые нити карбидов находятся в мягкой металлической матрице. В силу структуры материала режущая кромка на микроуровне представляет собой серрейтор. Изредка, в тех случаях, когда чакра изготавливалась не из вутц, вместо обычной заточки ее внешний край покрывали большим количеством мелких, остро отточенных зубцов или шипов.Внутреннее отверстие, называемое «кхам», традиционно имеет форму окружности. Тем не менее встречаются описания дисковых ножей, имеющих треугольное отверстие в середине. Их метали, раскрутив на деревянном или металлическом стержне, при этом край внутреннего отверстия смазывался маслом. Очевидно, это делалось для облегчения вращения и сброса ножа со стержня.
В древних текстах упоминается от 5 до 7 способов метания чакры. К настоящему времени сохранилось описание следующих из них; раскрутка на стержне или на пальце руки, метание от плеча, метание от пояса и бросок в вертикальной плоскости.
Раскручивание дискового ножа на стержне или пальце руки кажется наименее естественным и труднее в освоении, однако обладает рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, этот метод наиболее безопасен для самого метателя, так как рука воина не может войти в контакт с острым внешним краем чакры. Во-вторых, дисковый нож можно метнуть над головами своих воинов, стоящих в первом ряду, что очень существенно, например, при организации «залпового» броска, столь любимого сикхами. В третьих, такой метод позволяет придать оружию высокую скорость вращения, что позволяет повысить точность броска.


Метание от плеча во многом сходно с тем, как сейчас пускают пластмассовую тарелочку. Однако существует и ряд отличий, обусловленных специфической конструкцией чакры. Для достижения большей точности ее необходимо метать в горизонтальной плоскости. Техника броска от плеча, применявшаяся сикхами, выглядит следующим образом. Метатель встает лицом по направлению к цели, зажимает кольцо между большим и указательным пальцами правой руки и держит его низко у своего левого бока. Затем он поворачивает корпус так, чтобы вывести правое плечо как можно дальше вперед и поднимает чакру к левому плечу. При броске используется не только движение руки, но и, в первую очередь, поворот корпуса. Выпускается чакра на уровне плеча. Таким образом, с момента замаха и до завершения броска метательный снаряд перемещается исключительно в горизонтальной плоскости.Способ метания от пояса больше напоминает технику метания сякенов и применяется только при бросках на малую дистанцию для чакр небольшого размера. После совершения броска рука обычно делает возвратное движение к поясу, чтобы выхватить саблю или иное оружие ближнего боя.


Бросок в вертикальной плоскости в корне отличается от всех вышеописанных способов. Здесь чакра летит в сторону скопления воинов противника по навесной траектории и падает сверху ребром. Очевидно, что по точности такой бросок будет значительно уступать броскам, описанным выше. Возможно, данный метод применялся как попытка поразить вражеского командира, которого прикрывали ряды воинов.
Поражающий эффект от попадания чакры действительно мог быть весьма значительным, особенно ее-
ли тело воина не было защищено доспехами. Однако отрубание чакрой головы или конечностей, нередко упоминаемое при описаниях битв и в других эпических произведениях, скорее всего, является преувеличением. Единственная объективная оценка поражающих свойств чакры содержится в книге Дж.К.Стоуна, где говорится, что при метком броске она летит на расстояние в 30 ярдов (около 27,5 метров) и может срезать ствол зеленого бамбука толщиной три четверти дюйма (около 19 мм).
В начале XII в. индийские военачальники начали осваивать новую тактику ведения боевых действий, заимствованную у турок и персов. Многие традиционные виды оружия, уже не вписывались в новые тактические решения. Метание чакры перестало быть одной из армейских дисциплин и перешло в разряд боевого искусства, практиковавшегося небольшим числом дворцовых стражей и телохранителей, а также членами некоторых воинствующих религиозных сект.

Свое второе рождение чакра получает в XVI в., когда становится одним из основных видов оружия сикхов, в качестве которого она и просуществовала вплоть до второй половины XIX в. Сикхи сражались против династии Мугхалов, затем против афганских захватчиков под предводительством Ахмада Шах Абдали, а позднее против войск Великобритании. Враг сикхов всегда имел численное превосходство и обычно был лучше вооружен. В качестве основной формы ведения боевых действий сикхами использовалась партизанская война, основанная на внезапных нападениях, засадах и т.п. Свою тактику сикхи описывали так; «Ударить по врагу с силой достаточной, чтобы убить, отступить, повернуться и снова ударить, снова отступить, ударять и отступать, пока враг не будет измотан, затем исчезнуть». Вся военная теория сикхов основана на концепции «двух с половиной ударов» (Дхай Пхат). Первым действием, обеспечивающим до 40 процентов победы, сикхи считали быстрое и скрытное сближение с врагом. Вторым действием была стремительная шокирующая атака, приводящая врага в замешательство. Третьим действием — стремительный отход, не дающий противнику возможности нанести ответный удар. Чакра отлично вписывалась в тактику сикхов, позволяя либо начать ту самую шокирующую атаку, либо прикрыть отступление.

Дастар бунга - оригинальный тюрбан нихангов с чакрами (XIX в.)

Дастар бунга — оригинальный тюрбан нихангов с чакрами (XIX в.)

Ряд источников указывает на то, что сикхи применяли технику «залпового» броска, то есть одновременное метание чакры группой воинов, при этом стоявшие в первом ряду воины производили бросок от плеча, а воины второго ряда раскручивали ее на пальце. Сикхи носили с собой несколько дисковых ножей, зачастую одев их на тюрбан или за спиной; крупные чакры иногда носили на шее. Непосредственно перед применением их надевали на левую руку как браслеты.
Даже распространение огнестрельного оружия не смогло полностью вытеснить дисковые ножи из арсенала сикхов. Они прочно вошли в их жизнь, стали частью их религиозно-философских воззрений; изображение чакры можно найти на «кханде», своеобразном гербе сикхов, который значит для сикхов не меньше, чем крест для христиан или звезда Давида для иудеев; многие воинские подразделения сикхов изображают чакру и на своих эмблемах. Например, у нихангов (членов радикальной воинской секты сикхов) она имела еще и символическое значение. Для ношения чакр они использовали особые остроконечные тюрбаны («дастар бунга»), которые представляли собой конструкцию из плотной хлопковой материи и каркаса, образованного витками металлической проволоки. Дастар бунга делались высотой до полуметра, что позволяло их владельцу носить на своей голове небольшой арсенал, включающий от 5 до 7 надетых на тюрбан чакр, а также несколько воткнутых в него метательных ножей и своеобразный кастет-когти, называемый «багх накх». При внимательном рассмотрении видно, что чакры зафиксированы натюрбане ниханга так, что быстро снять их не удастся, более того, на некоторых тюрбанах второй половины XIX в. они скреплены с «гайга» (металлическим декоративным элементом). Таким образом, можно сделать вывод, что чакра стала к этому времени в большей степени символом, эмблемой, чем реальным оружием. До сих пор она украшает тюрбаны последователей учения нихангов, а также является непременным атрибутом «шастара», их своеобразного оружейного алтаря.

Ниханги в бою: рисунок в одной из европейских газет XIX в. (фотографии еще не существовало)

Ниханги в бою: рисунок в одной из европейских газет XIX в. (фотографии еще не существовало)

После окончания войны с сикхами и подавления восстания 1857 г., англичане провели массовое разоружение населения, многие арсеналы были опустошены, а находившееся в них оружие либо уничтожено, либо продано как металлолом. Метание чакры в таких условиях уже не имело большого практического значения, и навыки работы с ней быстро утрачивались. Например, в 1840 г. У.Дж.Осборн (W.G.Osbome), военный секретарь генерал-губернатора Индии, писал в своем отчете; «Чакра – это оружие, характерное для данной расы людей; оно представляет собой стальное кольцо от шести до девяти дюймов в диаметре и около дюйма в ширину, очень тонкое и с остро отточенным краем; говорят, что они способны метать их с такой точностью и силой, что могут отсекать человеку конечности с расстояния 60 ярдов (около 55 метров) или даже 80 ярдов (около 73 метров); однако я несколько раз приглашал их продемонстрировать свое умение и ни разу не увидел никаких доказательств, способных убедить меня в такой точности. В целом зрители находились в большей опасности, чем сам объект, выбранный в качестве мишени».
Искусство метания чакры постепенно угасло, однако еще в 30—40 гг. XX в. в Индии были зафиксированы случаи использования чакр уличными грабителями.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.