Нож как предмет искусства

В последние десятилетия XX века интерес к холодному оружию вспыхнул с новой силой. На экранах кинотеатров стрелки стали соперничать с мастерами рукопашного боя. Появились школы исторического фехтования. Человечеству стало скучно без клинка. Мы затосковали по романтическим временам, когда результат противостояния определялся не волей случая, а умением владеть единственным благородным оружием – клинковым.


Подобное уже случалось в истории. Шестнадцатый век, отказавшись от бронирования европейских войск, дал человеческой культуре уникальные образцы удобных, и вместе с тем художественных доспехов. Их форма и декор отражали идеи личной чести, отваги и патриотизма. Эти доспехи были, если использовать современную терминологию, авторскими. Имена братьев Нигроли, Лохнера, Пеффен-гаузера, а в России (несколько позднее) Коновалова, Давыдова, Вяткина вошли в историю европейской культуры не только как выдающиеся мастера – доспешники, но и замечательные художники.

Нож кабинетный «Неожиданная встреча» (1999г.). Автор: Е. Ефимова (г.Москва). Клинок: А. Курбатов (г.Тула). Дамасская сталь, бивень мамонта, клык моржа. Ковка, резьба, гравировка, монтировка.

Нож кабинетный «Неожиданная встреча» (1999г.). Автор: Е. Ефимова (г.Москва). Клинок: А. Курбатов (г.Тула). Дамасская сталь, бивень мамонта, клык моржа. Ковка, резьба, гравировка, монтировка.

Пройдя рядом с человеком долгий исторический путь, только в XX веке клинковое оружие ушло на второй план, уступив место пистолетам, ружьям, автоматам. Но продолжало оставаться знаком силы, мужества и чего-то еще, что начинало трепетать в мужской душе, когда он брал в руки благородный клинок.

Нож кабинетный на подставке «Енот» (1999г.). Автор: Е.Ефимова (г.Москва), клинок ГАО «Русские палаты» (г.Москва). Дамасская сталь, бивень мамонта, клык моржа. Ковка, резьба, гравировка.

Нож кабинетный на подставке «Енот» (1999г.). Автор: Е.Ефимова (г.Москва), клинок ГАО «Русские палаты» (г.Москва). Дамасская сталь, бивень мамонта, клык моржа. Ковка, резьба, гравировка.

Потребность в определенном символе личного достоинства, к концу XX века отразилась в авторском художественном холодном оружии. Этот термин нельзя путать с «украшенным оружием», то есть изготовленным серийно, но при этом художественно оформленным. Украшалось оружие поособым заказам-для участников парадов, награждения, в память о событии. В то время, когда активно использовалось холодное оружие, необходимости в применении термина «художественное оружие» не было. Было холодное оружие боевое и охотничье и особые, украшенные их образцы, причем зачастую столь же удобные и надежные.

Нож охотничий «Волк» (1998 г.). Автор: О.Гущин (г.Тула), клинок: Е.Асеев (г.Тула). Дамасская сталь, белый металл. Вороненая сталь, рог. Ковка, всечка, филигрань, резьба по кости — В.Костенко (г.Москва).

Нож охотничий «Волк» (1998 г.). Автор: О.Гущин (г.Тула), клинок: Е.Асеев (г.Тула). Дамасская сталь, белый металл. Вороненая сталь, рог. Ковка, всечка, филигрань, резьба по кости — В.Костенко (г.Москва).

Художественные клинки конца XX века – это оружие, в основу дизайна которого положены некие художественные идеи. Они вышли из мира войны и охоты и переселились в мир культуры. За любой авторской фантазией, воплощенной в ноже, стоит одна общая идея: художественный клинок – это материализованный художественный образ оружия функционального. По техническим характеристикам он отвечает самым высоким техническим требованиям.

Нож кабинетный на подставке «Чертополох» (1998г.). Автор: Г.Копылов (г.Москва). Нержавеющая сталь, сталь, медный сплав, железное дерево. Ковка, резьба, гравировка, канфарение, оксидирование.

Нож кабинетный на подставке «Чертополох» (1998г.). Автор: Г.Копылов (г.Москва). Нержавеющая сталь, сталь, медный сплав, железное дерево. Ковка, резьба, гравировка, канфарение, оксидирование.

В 70-х годах в России возник интерес к художественному холодному оружию. Это движение начал Вячеслав Иванович Басов, мастер-кузнец Суздальского художественно-реставрационного училища. Он восстановил забытые технологии ковки клинков из булатной и дамасской стали. Но это было не возрождение, т.к. прекрасные образцы подарочных и коллекционных ножей не прекращали создавать мастера старых оружейных центров – Тулы, Златоуста, Ижевска, Кавказа. Проблема была не в отсутствии мастеров и школ, и их оторванности друг от друга. Основной преградой в работе масте-ров-оружейников стало отсутствие законодательной базы, регулирующей их деятельность. И главное, -за годы Советской власти, благодаря запретам и постепенному забвению, была утеряна многовековая культура холодного оружия, оно превратилось в объект декоративно-прикладного искусства.

Нож кабинетный «Тюльпан» (1998г.)- Автор: Ю.Костелов (г.Тула). Дамаск: Е.Лапушкин (г.Тула). Хромоникелевый сплав, змеевик, эмаль, фианиты. Ковка, сложная ювелирная техника.

Нож кабинетный «Тюльпан» (1998г.)- Автор: Ю.Костелов (г.Тула). Дамаск: Е.Лапушкин (г.Тула). Хромоникелевый сплав, змеевик, эмаль, фианиты. Ковка, сложная ювелирная техника.

С 1993 года началось объединение художников-оружейников. Появилась галерея «Русские Палаты», которая организовала постоянную экспозицию авторского холодного оружия. Это была первая попытка мастеров выйти из подполья и заявить о себе. Ведь юридически любого из них могли (и до сих пор могут) привлечь к уголовной ответственности за незаконное изготовление и хранение «предметов поражения живой или иной цели». Широкая публика впервые получила возможность по-смотреть на ножи с эстетической точки зрения.

Галерею посещали представители правительства, Государственной Думы, специалисты Оружейной палаты Московского Кремля. МВД выставку не запретило, но и официального разрешения не дали – не позволял закон. Все были поражены уровнем мастерства оружейников и единодушно признавали в этих клинках произведения искусства, и только потом собственно оружие. В 1993,1998 и 2000 годах в Оружейной палате Московского Кремля проходили выставки «Современное художественное оружие». Это были уже серьезные музейные экспозиции, организованные многочисленными специалистами. Они еще ярче продемонстрировали как мастера – оружейники, соединяя традиции прошлого с современными технологиями, превращают холодное оружие в предмет искусства. Каждый экспонат был интересен индивидуальностью художественного замысла. В работах использовались благородные металлы, драгоценные камни, редкие сорта дерева, перламутр и разнообразная техника обработки ювелирных материалов и стали.

Кинжал-дага «Флер-де-лис» (1999г.). Автор: А.Симагин (г.Москва), клинок: С.Данилова (г.Москва). Дамасская сталь, сталь, черное дерево. Ковка, резьба, канфарение, оксидирование.

Кинжал-дага «Флер-де-лис» (1999г.). Автор: А.Симагин (г.Москва), клинок: С.Данилова (г.Москва). Дамасская сталь, сталь, черное дерево. Ковка, резьба, канфарение, оксидирование.

В 1999 году создатели авторского художественного холодного оружия, многие из которых являются членами Ассоциации историков-оружиеведов «Арсеналъ», объединились и официально зарегистрировали свою общественную организацию – «Гильдию Мастеров -Оружейников». Это помогло им активнее участвовать в решении одной из своих главных задач – принятии законодательного статуса мастеров холодного оружия. Гильдия направила своих представителей в Государственную Думу для работы над поправками к закону «Об оружии».

Нож кабинетный на подставке «Крокодил» (2000г.). Автор: Н. Забелина-Асеева (г.Тула). Дамасская сталь, рог, белый металл, орех. Ковка, скань (Гущин Олег, г.Тула), резьба по кости (Ермаченко Юрий, г.Тула).

Нож кабинетный на подставке «Крокодил» (2000г.). Автор: Н. Забелина-Асеева (г.Тула). Дамасская сталь, рог, белый металл, орех. Ковка, скань (Гущин Олег, г.Тула), резьба по кости (Ермаченко Юрий, г.Тула).

Нож кабинетный на подставке «Страшный сон в душную летнюю ночь накануне полнолуния» (2001г.). Автор: Г.Соколов (г.Москва). Клинок: А.Корешков (г.Москва). Сталь, желтый металл, белый металл, черное дерево. Художественное травление, литье, гравировка, резьба, чеканка, травление.

Нож кабинетный на подставке «Страшный сон в душную летнюю ночь накануне полнолуния» (2001г.). Автор: Г.Соколов (г.Москва). Клинок: А.Корешков (г.Москва). Сталь, желтый металл, белый металл, черное дерево. Художественное травление, литье, гравировка, резьба, чеканка, травление.

Нож кабинетный в футляре-ножнах «Шорох над водой» (2001г.). Автор: А.Корешков (г.Москва). Нержавеющая сталь, сталь, желтый металл, эбеновое дерево. Художественное травление, всечка.

Нож кабинетный в футляре-ножнах «Шорох над водой» (2001г.). Автор: А.Корешков (г.Москва). Нержавеющая сталь, сталь, желтый металл, эбеновое дерево. Художественное травление, всечка.

Но, конечно, не только собственный статус волнует оружейников. Без понимания культуры холодного оружия невозможно оценить соединение искусства и функциональности, воплощенное в работах мастеров. Поэтому сейчас ведется работа над изданием книги «Оружие – как предмет искусства». Ведь авторское холодное оружие является не менее значительным художественным, историческим и культурным наследием нашей страны, чем произведения живописи или скульптуры. Поэтому оно должно жить по законам искусства: экспонироваться на выставках, продаваться на аукционах, т.к. сама природа искусства предполагает диалог.

Нож кабинетный «Стерх» (2001г.). Автор: С.Данилин (г.Тула). Дамасская сталь, сталь, желтый металл, бивень мамонта, орех. Ковка, гравировка, всечка, резьба по кости, травление.

Нож кабинетный «Стерх» (2001г.). Автор: С.Данилин (г.Тула). Дамасская сталь, сталь, желтый металл, бивень мамонта, орех. Ковка, гравировка, всечка, резьба по кости, травление.

Comments are closed.