Атака клонов

Основные направления развития мировой ножевой отрасли сегодня можно легко отслеживать. Российская выставка «Клинок», ставшая событием № 1 для отечественных любителей ножей, позволяет им знакомиться с наиболее интересными зарубежными новинками с задержкой менее полугода, по сравнению с «коллегами по цеху» из Европы, Северной Америки и Японии. Крупные торговые организации достаточно оперативно продвигают их в розничную торговую сеть. Периодика регулярно освещает новые модели известных фирм. А уж отечественный любитель, имеющий доступ к Интернету, может приобщиться (к сожалению, пока лишь виртуально) ко всем мало-мальски интересным событиям, происходящим в мире ножей.

На фоне видимого благополучия, из поля зрения СМИ практически полностью выпадает та часть рынка, которая весьма популярна в народе. Разговор пойдет о тех моделях, которые лежат на лотках рыночных развалов, выставлены в окошках привокзальных ларьков или на витринах небольших хозяйственных магазинчиков. Как правило, это складные модели небольшого или среднего размера, а также мультитулы. Несколько реже можно увидеть небольшие нескладные ножи. Место изготовления — континентальный Китай, реже Пакистан, Корея, Арабские Эмираты. Впрочем, о месте изготовления можно только догадываться по косвенным признакам; если еще пять—семь лет назад гордая надпись «Made in China» встречалась на клинке каждого второго ножика, то ныне она стала редкой и экзотичной, повсеместно уступив место нейтральной «stainless», предоставляющей отечественным лоточникам широчайший простор для устного художественного творчества относительно места их происхождения.
Каких удивительных баек тут только ни услышишь! Полудетективные истории о распродаваемом по дешевке таможенном конфискате; научную фантастику о пробных моделях российских производителей, не пошедших в серию; сказки об очень секретном оборонном заводе, производящем по конверсионным программам модели для ведущих зарубежных фирм. Указывать сегодня на «родовую» принадлежность к Китайской Народной Республике отваживаются только ножевые производители с весьма неплохим уровнем производственной культуры. Да и то делают это подчас весьма затейливо — мало кто знает, что под аббревиатурой PRC скрывается все та же People Republic of China. Однако сегодня в Китае уже научились делать весьма приличные изделия, примером чему служат модели, произведенные в специальных экономических зонах южных прибрежных провинций. Размещать заказы на таких заводах не брезгуют даже ведущие мировые производители. Все меняется. Достаточно вспомнить, ведь каких-то пятьдесят лет назад и к товарам из Японии тоже относились с большой настороженностью и недоверием.

Подобно другим известным производителям фирма Smith&Wesson тоже подверглась атаке клонов. Что отличает оригинал от подделки? Во-первых, на клинке и на ножнах оригинального изделия всегда можно найти «фирменные» опознавательные знаки изготовителя. Во-вторых, главное для клона — сохранять внешнее сходство с оригиналом, поэтому его всегда выдают мелкие детали. Например, насечка на металле, которая помогает удерживать нож, у клона только намечена и таким образом превращается в декоративный элемент. Для ношения ножа на шее предлагается металлическая цепочка, у ножа-клона ее заменяет обычный шнурок. Это, конечно, мелочи, но они говорят о многом.

Подобно другим известным производителям фирма Smith&Wesson тоже подверглась атаке клонов. Что отличает оригинал от подделки? Во-первых, на клинке и на ножнах оригинального изделия всегда можно найти «фирменные» опознавательные знаки изготовителя. Во-вторых, главное для клона — сохранять внешнее сходство с оригиналом, поэтому его всегда выдают мелкие детали. Например, насечка на металле, которая помогает удерживать нож, у клона только намечена и таким образом превращается в декоративный элемент. Для ношения ножа на шее предлагается металлическая цепочка, у ножа-клона ее заменяет обычный шнурок. Это, конечно, мелочи, но они говорят о многом.

Бурное развитие ножевого рынка не обошло стороной и его периферийную часть; произошли серьезные изменения модельного ряда производителей «третьего мира». Если в начале 1990-х шустрые челноки и шопники бодро тащили сквозь «закрытые на замок» кордоны «бабочки», подражания швейцарским многопредметным моделям, «натовские» фронтальные выкидухи, псевдоитальянские складные стилеты и разнообразные вариации на тему 110-й модели от Buck, то сегодня проще указать известную фирму, модели которой еще не подверглись копированию. На развалах можно встретить клоны практически любого мало-мальски известного дизайна: широко известных у нас производителей, менее известных, а также известных только узкому кругу знатоков.
Доходит до скандальных случаев; менее чем через три месяца после первого представления зарубежному миру ножелюбов модели Kagemusha от Katz Knives ее практически точную копию можно было приобрести на московских лотках за сумму, эквивалентную полутора десяткам долларов США. Через пару месяцев после появления в США продукта сотрудничества фирмы Microtech и ножовщика Грега Лайтфута «Compact Combat Dual Action Folder» стоимостью в $400 почти такую же модель от известной своими подражаниями «под Америку» китайской фирмы с торговой маркой «Томагавк» можно было купить на развале за 400 рублей. Специалисты, связанные с китайскими производителями, называют срок; 6~8 недель. За это время небольшой китайский заводик, в зависимости от сложности модели, способен запустить в производство клон, имея на руках всего один образец модели. Оперативность, достойная лучшего применения…Более чем серьезные планы подражателей иллюстрируют появившиеся в последние годы практически точные копии наиболее технологически сложных в серийном воплощении изделий — мультитулов, которые иногда сложно отличить от оригинала. Пока не возьмешь их в руки, конечно. Малосерийный нож оригинального дизайна за 30 тысяч рублей по сути отличается от собрата за 3 тысячи рублей не очень-то и сильно, но вот разница между современной моделью за 3 тысячи рублей и клоном за 300 рублей разительна.

Редкие исключения только подтверждают правило; защитой от «подражателей» пока является исключительно сложность копирования примененных в ноже технических решений либо крайне доступная цена оригинала, обусловленная совершенством примененных технологий и низкой себестоимостью.

Colt: настоящий и поддельный. Шпенек для открывания клинка грубо выполнен и грубо приклепан; можете быть уверены — карманы он будет рвать «от души». На фотографии хорошо видно, что у клона насечка на металле, призванная обеспечить упор пальца, оказывается «притопленной» между плашками рукояти настолько, что уже неспособна выполнять какую-либо функцию.

Colt: настоящий и поддельный. Шпенек для открывания клинка грубо выполнен и грубо приклепан; можете быть уверены — карманы он будет рвать «от души». На фотографии хорошо видно, что у клона насечка на металле, призванная обеспечить упор пальца, оказывается «притопленной» между плашками рукояти настолько, что уже неспособна выполнять какую-либо функцию.

Подделывать складные модели от Opinel или нескладные из шведского города Mora не возьмется ни один плагиатор, находящийся в здравом уме и твердой памяти. Наоборот, упор подражателями делается на модели яркие, раскрученные, внешне эффектные и, главное, достаточно дорогие. Подражатели бьют в самое чувствительное место потенциального покупателя — по его кошельку. Ну а точку зрения неискушенного любителя озвучил еще классик; «Вам обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад…»Впрочем, определенный процент пользователей идет на покупку клона вполне осознанно, считая, что ценовая разница (на порядок, а то и больше) вполне компенсирует ухудшение качества в сравнении с прототипом. На минувшем «Клинке» довелось лично видеть терзания наших ножефилов, курсировавших от стенда с «фирмой» к стенду с клонами и обратно. Разница в цене, равная нескольким ящикам пива, в конечном итоге оказывалась определяющей и, купив в самоутешение несколько недорогих моделей, счастливый любитель отправлялся в компании друзей избавляться от сэкономленных средств в буфет ЦДХ. Наиболее рукодельные фанаты сразу же после покупки открывают в домашних условиях кружок «умелые руки», где в меру собственных талантов производят тюнинг приобретенных моделей.Рассмотрев внимательно и без предвзятого снобизма категорию ножей, презрительно именуемых «дешевый ширпотреб» или «шняга», согласно критерия «качество за умеренные деньги» можно убедиться в крайней неоднородности этого сегмента рынка. Ирония судьбы заключается в том, что наиболее модные и качественные модели известных фирм имеют цену, рассчитанную на потребителя с достаточно высоким уровнем доходов, практические потребности которого в ножах, как правило, весьма специфичны и ограниченны. Именно на этот сегмент рынка нацелены и основные усилия подражателей. Функциональные модели для охоты, туризма и рыбалки изредка попадаются и тут, однако подавляющее большинство дизайнов «слизано» с «тактических» складных моделей, фантазийных клинков и всевозможных спекуляций на тему «боевых» ножей — от кинжалов и «тактических» складников до оружия ниндзей и секретных агентов. Обычно такие модели при невысокой цене обладают броским внешним видом и упрощенными технологическими схемами изготовления, невысоким качеством сборки, низкими потребительскими свойствами, а также очень доступными исходными материалами.

Логика производителя такого рода продукции проста и понятна; потребитель вполне может сэкономить, получив эффектный и модный внешний вид за небольшие деньги.

Но при ближайшем рассмотрении «за парадным фасадом» этого вида вас ожидают огромные люфты, щели, задиры, риски, низкая надежность, ужасная заточка. Взяв такую модель в руки, сразу понимаешь, что стиль, качество и низкая стоимость — вещи одновременно несовместимые на дешевых клонах. «Автоматические» модели через пару дней после покупки становятся автоматическими в полном смысле этого слова и открываются независимо от воли их владельца или отказываются открываться вообще. А уж качество термообработки клинка… Подчас запрессованный в стопор модного «лайнера» шарик-фиксатор через неделю-другую чертит на пятке клинка глубокую кольцевую риску, наглядно демонстрируя полное пренебрежение производителя клона к такому «пережитку» классических ножевых традиций, как термообработка клинка. Либо перекаленный в погоне за высокими значениями твердости клинок ломается и выкрашивается при минимальных нагрузках.
С другой стороны, достаточно большой процент любителей «шняги» прекрасно понимает, на что идет, и тратит деньги вполне осознанно. К такому ножу особых требований и не предъявляется; худо-бедно режет — и ладно. Частая и интенсивная работа им, как правило,исключена. Часто ножики теряют, дарят, ломают или просто убирают в ящик с хламом, как только они надоедят или затупятся. Считая ножик незначащим, пользователь не особо волнуется о его сохранности, его не беспокоит риск потери или поломки при работе. Многим работать спокойнее и удобнее именно таким клинком, на котором нестрашно оставить царапину или забоину, отломать кончик и сломать вообще, используя как монтажку или метательный снаряд. Сломается — не очень-то и жалко, что вы хотите от китайской модели за сотню—другую вечно-деревянных? Дополнительный повод помянуть недобрым словом предприимчивых китайцев, чтобы вскоре снова приобрести нечто похожее в надежде, что на этот раз должно повезти.

Еще одна жертва клонов: керамбит от Smith&Wesson. Если вы воспользуетесь нашими рекомендациями по идентификации клонов, то легко сможете не только узнать клона, но и назвать по меньшей мере 5 признаков, которые отличают его от оригинала.

Еще одна жертва клонов: керамбит от Smith&Wesson. Если вы воспользуетесь нашими рекомендациями по идентификации клонов, то легко сможете не только узнать клона, но и назвать по меньшей мере 5 признаков, которые отличают его от оригинала.

Свою посильную лепту вносит и отечественное законодательство; мало кто готов до конца бороться с «коллекционерами в погонах» за свою собственность. Куда как проще пожертвовать ножиком и не терять время и нервы на длительные дискуссии о его подлинном назначении с патрулем или дежурным следователем. Расстраиваться из-за 5—10 долларов США— не повод. А уж о подлинной себестоимости этих моделей можно только догадываться. Даже с тройной наценкой розничной сети они все равно остаются доступными  самым экономным и небогатым потребителям. Что греха таить, зоны какого-то подобия благосостояния ограничиваются в России чертой нескольких крупных городов, в силу чего недорогой ножевой ширпотреб из стран Индокитая и Ближнего Востока — единственный источник более или менее оригинальных моделей для подавляющего большинства россиян, не обремененных излишком свободных средств.

Появление в последней четверти XX в. огромного количества клонов складных моделей ведущих мировых производителей во многом объясняется интенсивной рекламной кампанией, которую в последнее десятилетие развернули ведущие мировые производители. Ее главная цель — обеспечить рост потребления ножевых изделий. Важной частью кампании стало продвижение новых дизайнерских разработок. Дело в том, что качественный нож — вещь достаточно живучая при условии, что к ней относятся именно как к ножу, а не как к «заточенной металлической пластине». Поэтому десяток-другой лет службы — для него не срок. И как прикажете в таких условиях добиваться стабильного уровня продаж, что необходимо для нормального развития бизнеса? Выход прост — чаще менять модельный ряд, привлекая клиентов оригинальным дизайном, новыми технологиями и материалами. И, конечно, более низкими ценами.
Последовательно снижая себестоимость продукции,евро-американский ножевой бизнес сам и вскормил себе конкурентов, сбрасывая в страны с более благоприятным экономическим и налоговым климатом производство полуфабрикатов, расходных материалов и комплектующих. Туда же переезжало физически и морально устаревшее оборудование, на котором продолжали производить не слишком дорогие и не особенно модные модели трудолюбивые китайцы, корейцы и пакистанцы и прочие исполнители, готовые трудиться даже за очень небольшое вознаграждение. Дошло до того, что многие известные производители полностью отказались от собственного производства, предпочитая ему размещение заказов на модели собственной разработки за рубежом. Появились фирмы, которые уже и разработкой себя не обременяли, а просто «заимствовали» хорошо зарекомендовавшие себя модели и размещали заказы на предприятиях, где не особенно щепетильно относились к вопросам защиты авторских прав. Так, в странах «третьего мира» и стали возникать производства, которые специализировались на выполнении без чертежей, по одному образцу, заказов на ножи «остромодного» дизайна по очень доступным ценам и в предельно сжатые сроки.

Внешний вид у клонированного мульти-тула, пожалуй, не хуже, чем у настоящего «Лезермана». После обработки на «пескоструйке» поверхность металла выглядит вполне презентабельно, но ощущение такое, что песок так и остался в конструкции: очевидно, для того, чтобы сократить ее и без того короткий век. Точность подгонки деталей для «мульти-тула» имеет первостепенное значение, поскольку от этого зависят и его функциональность, и удобство пользования. Но дешевой штамповке это не угрожает!

Внешний вид у клонированного мульти-тула, пожалуй, не хуже, чем у настоящего «Лезермана». После обработки на «пескоструйке» поверхность металла выглядит вполне презентабельно, но ощущение такое, что песок так и остался в конструкции: очевидно, для того, чтобы сократить ее и без того короткий век. Точность подгонки деталей для «мульти-тула» имеет первостепенное значение, поскольку от этого зависят и его функциональность, и удобство пользования. Но дешевой штамповке это не угрожает!

Справедливости ради стоит отметить, что менеджмент ряда новообразованных фирмочек и фирм из развивающихся стран достаточно быстро разобрался в своих приоритетах и начал проводить независимую техническую и коммерческую политику. Заработанные капиталы вкладывались в дальнейшее развитие собственного производства и повышение качества продукции, что позволило создать вполне конкурентоспособные модели ножей, которые начали победоносное шествие по этим странам, а затем вышли и на мировой рынок, создавая реальную конкуренцию его лидерам. Два наиболее ярких примера последнего десятилетия успешной эволюции небольших национальных производств в мировых лидеров — выросшая на североамериканских средствах бразильская фирма Tramontina S.A. Cutelana и созданная на германских технологиях испанская фирма Arcos Hermanos S.A.

В России «демократизация» ножевого оборота тоже идет полным ходом. Появились ножевые магазины и специализированные отделы в торговых центрах. По другую сторону «баррикады» — рынки и развалы, готовые мгновенно отреагировать на любое изменение потребительского спроса. Что касается покупателей, они только выигрывают от сложившегося на рынке «противостояния»: всегда есть возможность выбора. Кому-то приятнее иметь недорогой нож, который не жалко в работе. Кто-то привык окружать себя подлинными предметами искусства, почти не обращая внимания на то, сколько они стоят.
Кому-то нужен высококачественный инструмент, на который можно положиться при любых обстоятельствах. А кому-то нужен просто модный аксессуар и прелестная безделушка, определяющая его индивидуальный стиль. В этом многообразии и заключается прелесть современного развития мировой ножевой отрасли.

6 полезных советов покупателю ножа

1. Где покупать.

Если вы знаете толк в ножах, приобретать их можно на лотках, на рынках и даже с рук. А вот переоценка собственных знаний часто приводит к печальным последствиям; «О, да вы тонкий знаток, раз обратили внимание на этот нож!» Три-пять минут беспардонной лести и клиент «окучен»; довольный он уходит восвояси, обменяв некоторое количество дензнаков на по-средственую модель и порцию лапши на собственные уши. А потом наступает разочарование. Если делать покупку в приличном магазине, то шансы приобрести качественный нож резко возрастают. А уж если есть хоть тень сомнения в качестве и свойствах дорогой модели, то пользуйтесь при покупке услугами солидных поставщиков, которые и консультацию предоставят, и сертификат о «хозбытовом» назначении изделия предъявят, короче, обслужат по высшему классу. Даже если покупка ножа в модном магазине не по карману, постарайтесь подержать в руках понравившуюся модель и рассмотреть ее со всех сторон; самообразование полезно вообще, и знание того, как выглядит и как устроен качественный нож, лишним не будет.

2. На что обратить внимание.

Каким бы соловьем не пел продавец, расхваливая свой товар, держите глаза широко открытыми и внимательно осмотрите модель. На клинке или на пятке должна находиться надпись, определяющая место происхождения ножа и название фирмы. Если вместо названия фирмы указана страна, то это уже подозрительно; солидный производитель не стесняется ставить свое имя на продукции. «Скромность» обычно проявляют те изготовители, которым похвастаться особо нечем. Если для идентификации ножа вам предлагают только надписи, типа «stainless» или «inox», то это еще один повод крепко подумать, стоит ли такой нож брать. У солидных производителей уже давно принято указывать не только страну происхождения, но и марку стали клинка, не ограничиваясь коротким упоминанием «нерж». Обратите внимание на характер нанесения логотипов и клейм на клинке. Как правило, надписи на хорошие ножи наносят лакокрасочным и электрохимическим способами, а также штамповкой, реже — лазером. Осмотрите детали клейма — они должны быть четкими, равномерно окрашенными и ровными. Знаки должны иметь одинаковую глубину и четкие очертания. Следы износа на штампе, неровное клеймо или логотип, нанесенный моментально облезающей под ногтем краской, говорят о не очень высоком уровне изделия. Не поленитесь уделить должное внимание поверхностной обработке материалов, заточке, качеству подгонки деталей, внешнему виду фурнитуры. Именно эти, казалось бы, незначительные детали подделать труднее всего, а посему плагиаторы ими пренебрегают.

3. Упаковка ножа.

При покупке ножа обратите внимание на его «тару». Красивая и стильная упаковка, как правило, говорит о высоком уровне изделия. Солидные производители указывают на упаковке полное название фирмы (которое не должно отличаться от клейма), адрес и страну происхождения. Часто в упаковку вкладывается краткая инструкция по использованию, содержащая гарантийные обязательства, рекомендации, адреса для предъявления рекламаций и пр. В России принято делать вкладыш на русском языке. Отсутствие упаковки или ее невзрачность в сочетании с отсутствием какой-либо информации о производителе — верный признак модели крайне невысокого уровня.

4. Название фирмы.

Важным фактором при выборе ножа является имидж производителя. Брендов с репутацией не так уж и много, и все они хорошо известны. Если имя производителя вам ничего не говорит, лучше предварительно навести о нем справки; что и с каким качеством он производит. Не дайте обмануть себя громкими названиями, типа Harley-Davidson; успех торговой марки, раскрученной за пределами ножевой сферы, вовсе не гарантирует высокое качество ножа с таким логотипом. К сожалению, вопрос «а что ж такое я купил?» задают уже слишком поздно. Чтобы не было огорчений за неудачный выбор, лучше предварительно изучить всю имеющуюся информацию о данной модели, производителе, по возможности сравнить ценовые предложения различных продавцов.

5. Как покупать и что проверять.

При покупке не забудьте все проверить  лично. Ни производитель, ни продавец не смогут позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Первым делом следует провести внешний осмотр, чтобы убедиться в правильности монтажа и качественной подгонке частей. На клинке проверяют ровность плоскостей и граней, отсутствие поводок и деформаций. Убедитесь в том, что нож заточен и режущая кромка имеет одинаковую толщину по всей длине; тупой или плохо заточенный клинок свидетельствуют о не слишком высоком качестве продукта. Если на клинке есть покрытие, проверьте его однородность и качество. Убедитесь в том, что клинок посажен на рукоять ровно, без перекосов и искривлений. Наряду с общими требованиями к качеству исполнения, у складных моделей проверяют работу фиксатора и качество подгонки деталей. Клинок не должен иметь продольного и поперечного люфта, надежно фиксироваться не только в открытом, но и закрытом положении. Лезвие не должно контактировать с внутренними деталями рукояти. Шарнир не должен быть слишком тугим или слишком разболтанным. Открытие и закрытие клинка должно быть удобным. Пружина стопора должна быть жесткой; если она «играет» даже при несильном нажатии на обух, то с конструкцией не все в порядке.

6. Основной критерий.

Только практика показывает, чего стоит клинок на самом деле. Опытному пользователю не надо объяснять, чем отличается качественное изделие от подделки или подражания. Сегодня, с падением практических навыков, потребитель пытается компенсировать недостаток навыков обилием информационных источников. Но начитанность и эрудированность теоретика ущербна без развитых навыков и практики. Работайте ножами сами, много и часто, не упуская возможности попользоваться разнообразными моделями. Это хотя и не легкий, но самый верный способ разобраться, что к чему.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.