МЕЧ “ПРАВОСЛАВНЫЙ”

Общеизвестно, что оружейное искусство  —  искусство коллективное, за редким исключением. Конечно, авторская мысль уникальна. Авторское оружие потому и авторское, что есть единый замысел — авторский. Изначально всё задумывает один человек, художник-мастер. Однако в процессе реализации своих идей автор вводит в проект других участников. У каждого из них, конечно, своя конкретная задача. Но существует и обратная связь, когда каждый из участников привносит в работу своё начало, что, как правило, обогащает первоначальный замысел. Так в процессе коллективного творческого труда, подчеркиваю, творческого, рождается неповторимое произведение оружейного искусства.

Расшифровку художественного образа меча «Православный» следует начать с его названии. Оно служит своеобразным камертоном для всего ху­дожественного решения. Меч посвяшён 1000-летию Крещения Руси. Это значит, что автора произведения в первую очередь волнует это давно минувшее собы­тие, поворотное в истории нашего государства, когда в 988 году Святой равноапостольный великий князь Владимир крестил свой народ в Днепре и христианство пришло на Русь. Крещение – это и одно из семи хри­стианских таинств, священнодействие, через которое подастся человеку благодать Святого Духа, или спаси­тельная сила Божия.

В своем произведении – мече «Православном» Олег Гушин и его соавторы пытаются осмыслить это собы­тие и показатьего непреходящее значение для Руси, свя­зать его с современным нашим бытием, донести до зри­теля своё осмысление национальной истории. Мы – на­род, и объединяет нас Православие. Только оно и язык из него вытекающий. Старославянский язык – храни­тель корней, он жив в Православии. Меч созданный авторами обоюдоострый. Таково и само Православие. Меч в руках православного воина – символ креста, за­шита Православного христианства. Вся последующая история Святой Руси тому подтверждение. Русские во­ины шли в бой за Веру, Царя и Отечество. Всномнив об этом сегодня и вынеся на суд тему 1000-летней истории.

Меч Православный

Время создания – 2007 год
Автор: Олег Гущин
Клинок: Егор Асеев
Ножны: Сергей Лукашин
Скрим – шоу (иконы): Тамара Бобровская
Длина клинка – 800 мм

Материалы — дамасская сталь, серебро, золото, белый нефрит, бриллианты, хризаниты, гранаты, кость моржа, дерево, кожа.

Использованные техники — ковка, литье, слесарная обра­ботка, сечка по металу, об­работка камня, инкрустация в камень, художественное трав­ление, оксидирование, сложная ювелирная техника, скримшоу.

Меч «Православный» – создание творческого коллектива Олега Гущина-убедительное тому подтверждение. Это характерный образец авторского оружия тульской работы. Одной из отличительных особенностей тульской оружейной школы является особое уважение к технике обронной гравировки, по-тульски «оброну». Этот термин происходит от слова «обронить», так как фон здесь как бы оброняется и рисунок рельефно выступает на «оброненном» фоне. И это делается не в глине или пластилине, не в воске или дереве, а из стали. Сталь даже не закаленного клинка не очень, скажем так, мягкая, и потому эта техника весьма трудоемкая, требующая от мастера-оружейника обладания профессиональными ремесленными навыками, помимо всего требует и много времени. Это нелегкая кропотливая работа.

Рельеф оброна иногда насека­ется мастером из серебра или зо­лота, что делает его разновидно­стью инкрустации, при которой один материал врезается в дру­гой. В произведении О. Гущина серебро и золото врезаются в сталь, создавая из этих метал­лов рельефный узор. Для этого в стали специальными роками из твердого металла (тульские гра­веры используют в них быстро­режущую сталь P-IS) по конту­ру рисунка делаются углубления нужной формы, чтобы вбивае­мый чеканом более мягкий ме­талл – серебро или золото и весь узор держались прочно. После этого разнообразными резцами рисунок доводится до необходи­мой чистоты в соответствии с обшим художественным замыс­лом автора.

Почему именно и среде туль­ских оружейных художеств эта техника наиболее востребована, ответить сложно. Но факт оста­ётся фактом. Вот и в представ­ленной на страницах сайта работе, эта техника органично вплетается в общее формальное построение художественного об­раза, являясь его доминантой.

Нельзя не заметить, как тща­тельно продуман автором цвето­вой строй произведения. Он зву­чит единым возвышенно торже­ственным акордом.Общее впечатление от воспри­ятия вещи усиливает изыскано-благородная форма меча. Это не просто меч – это скульптура ис­ключительно точных пропор­ции абсолютно функциональ­ного оружия.

Здесь хочется сказать об ав­торском методе работы Олега Гущина. Тот. кто следит за его творчеством и помнит его дру­гие работы – кинжал “Хищник” (2000 год), нож «Кард» (2001). кинжал «Спрут» (2004). кинжал «Коготь дракона» (2006) – навер­няка заметил присущее мастеру скрупулезное внимание к деталям самым мелким. В любой ра­боте Гущина их всегда множе­ство, и это не просто формаль­ный прием, имеющий целью на­сытить глаз зрителя. Здесь дру­гое. Строй этих деталей – всегда система, за которой лежит глу­бокое знание темы и стремление это знание донести до зрителя.

Только этот опыт делает художника-оружейника свободным в ком­позиции. Когда он работает над вещью в эскизах, он должен аб­солютно точно представлять, что у него получится в материа­ле. Готовую вещь исправить не возможно. Это живописец может убрать часть живописи и нанести снова, пока не попадёт в точку. У оружейников такой возможности нет. Вот почему в авторском ору­жии вещи получившиеся особен­но дороги — в них кроме одарен­ности присутствует и мастерство, обретенное со временем.

Для более полного восприятия данного произведения необходи­мо рассказать о символике, раз­мещенной на оружии. Бесспорно, смысловым и композиционным центром работы являются ико­ны, выполненные в технике графики скримшоу на кости ма­монта: «Господь Вседержитель» и «Князь Владимир». Это одно­временно конструктивный узел. Рукоять меча сходится с клин­ком на гарде. Подчеркивая вер­тикальную ось, симметрию меча, внизу и вверху от икон автор раз­местил вязь древнерусского орна­мента, символизирующего связь времён и преемственность тра­диций в культурно-религиозном становлении и развитии Руси как государства. На вершине ру­кояти венчает символ христиан­ства – Крест Господень.

В художественном строе ме­ча ясно прослеживается начало церковного православного ис­кусства. Обрамление икон в мече по форме и декору перекликается с декором киотов храмовых обра­зов. Это, безусловно, новая тен­денция, привнесенная художни­ком в авторское оружие.

Новым для тульской оружей­ной школы является также ис­пользование автором драгоцен­ных камней. Это скорее москов­ская традиция, характерная для мастеров Оружейной палаты. Но ведь традиция не есть что-то не­изменное, и в ней всегда присут­ствует доля условности. Для ху­дожников состояние поиска так­же естественно, как стремление к красоте и совершенству. Так будет всегда, и искусство имен­но в этом…

Уверен что это произведение для все­го авторского коллектива Олега Гущина станет этапным. Очень серьезную тему они затронули. Хочется надеяться, что исследо­вание этой темы художниками, всегда своевременное, продол­жится и в других работах.

 

Сохранить

Comments are closed.